«Живее всех живых»: во Владивостоке в картинной галерее открылась «Школа винила»
Приморская государственная картинная галерея и клуб «Меломанъ» в конце 2019 года запустили необычный образовательный проект. Его цель – рассказать и показать, чем ценны аналоговые грампластинки, популяризировать их наметившийся ренессанс в современном мире и таким образом сохранить культурное наследие.
По словам куратора проекта, сотрудника Приморской государственной картинной галереи Сергея Заики, сейчас учреждение играет роль своеобразного культурного хаба, в котором проходит огромное количество мероприятий. Одно из них – «Школа винила», созданная совместно с Владивостокским городским клубом филофонистов «Меломанъ». Бесплатные лекции с прослушиванием редких пластинок на хорошем оборудовании проходят ежемесячно. Первая встреча состоялась еще в ноябре прошлого года.
«Наш клуб в середине 80-х создавали еще при городском комитете комсомола. Спустя четверть века мы решили возобновить активную деятельность и предложили поучаствовать в этом картинной галерее, – рассказывает автор и основной лектор проекта «Школа винила», музыкальный журналист Алексей Алексеев. – Наша цель – сохранение культурного наследия, ведь для родившихся в ХХ веке музыка виниловых дисков – это саундтрек всей жизни. Мы другого звука и не знали. На дворе век XXI, а грампластинка и сегодня живее всех живых. В 2019-м впервые с 1986 года мировые продажи винила превысили продажи компакт-дисков. Пластинки вполне могут вновь стать аналоговым носителем номер один».
Меломаны называют две основные причины возрождения интереса к прослушиванию аналоговых грампластинок (именно так правильно называть винил). Первый фактор психологический – человек всегда в той или иной степени склонен к коллекционированию. Цифровой архив на полку не поставишь и в руки не возьмешь. Второй немаловажный нюанс – качество записи. Теплый ламповый виниловый звук не просто расхожее выражение, его действительно при желании можно услышать (если есть хорошая пластинка и проигрыватель) и ощутить разницу. Разумеется, не в пользу «цифры».
В четверг, 23 января, в «Школу винила» пригласили журналистов.
«Когда мы говорим, что наша цель – сохранение культурного наследия, то не лукавим, - уверяет Алексей Алексеев. – Приведу всего один пример. Благодаря точно таким же, как мы, энтузиастам мир узнал, что механическому воспроизведению звуковых записей уже более 2000 лет. Дело было так: в 850 году в Багдаде группа историков и архивариусов «Сыновья Мусы» (Моисея) создали «Записки об удивительных вещах». В разделе «Автоматы» отмечалось, что в Древней Греции, во времена Евклида, Пифагора и Архимеда были шарманки — музыкальные шкатулки. На них уже тогда были сменные валики и привод не ручной, а гидравлический. Достаточно было залить воды».
До XIX века основной принцип работы устройства аналогового звуковоспроизведения не менялся – музыка получалась благодаря системе возвышений и впадин на цилиндрах. Все изменилось в начале XIX века. Ученые поняли, что звук – это волна, которую можно ловить, то есть записывать. В 1877 году Томас Эдисон запатентовал свое изобретение – фонограф, а уже в 1889-м Эмиль Берлинер предложил вместо вертикального валика придать носителю звуковой информации форму круглого диска, который можно ставить горизонтально. Этот диск делали из целлулоида, каучука и шеллака, но стандартным материалом за долговечность стал поливинилхлорид, или кратко - винил.
«Хорошие пластинки, в том числе и советские, даже сейчас стоят недешево, – отмечает Сергей Заика. – Например, имеющийся у нас альбом Кола Бельды у коллекционеров стоит около 10 000 рублей. В 1974-м, в год выхода пластинки, СССР был все еще довольно бедной страной. Приоритет был у товаров группы «А» - станки, промышленное оборудование, а группа «Б» (товары народного потребления) финансировалась по остаточному принципу. Именно поэтому советские магнитофоны могли легко разрушить пластинку буквально за одно прослушивание. Наша поцарапана мало, поэтому и треска почти нет. Есть у нас и первый альбом Black Sabbath с рыночной ценой в 200 000 рублей. Это отличная копия с мастер-диска».
У «Школы винила» с оборудованием все в порядке - проигрыватель MICRO BL 99V с вакуумным модулем (чтобы пластинка ложилась идеально ровно), тонармом SME вкупе с фонокорректором, предусилителем, ламповыми усилителями и колонками стоит около 6,5 миллиона рублей. Это позволяет в полной мере насладиться всеми нюансами аналогового звука.
Как отмечают меломаны, существуют и более дорогие сборки, но слушать пластинки можно и на более дешевом оборудовании. Главное, заботиться о том, чтобы игла не царапала поверхность.
В завершении встречи автор проекта Алексей Алексеев символично поставил композицию Pet Shop Boys - One More Chance («Еще один шанс»). В данном случае это особенно символично для теплого аналогового звука в век цифровых стриминговых сервисов.
В субботу, 25 января, в 16:00 в парадном зале Приморской государственной картинной галереи состоится очередное собрание «Школы винила». Тема встречи – особенности ценообразования на рынке винила: почему одни пластинки стоят дорого, другие – значительно дешевле, а за третьи разбирающийся ценитель не выложит и ста рублей. Также гостям предложат сравнить разные версии одного и того же альбома и выяснить лично для себя – зачем люди переплачивают за более редкие копии и стоит ли оно того.