Жестокие игры: в Молодёжном театре состоялась премьера по пьесе Николая Коляды
15 декабря в репертуаре Молодёжного театра появился третий спектакль – «Игра в фанты». Режиссёром постановки стал Денис Рассыхаев. В постановочную группу вошли художник Эрих Вильсон и балетмейстер Ангелина Комлева.
«Игра в фанты» - одна из первых пьес известного российского драматурга Николая Коляды. Он написал её в середине 1980-х годов, и тогда она была воспринята в русле «перестроечных» натуралистических пьес, шокировав читателей и зрителей появлением девушки лёгкого поведения, наркоманов, фарцовщиков в качестве главных действующих лиц. Но оказалось, что атрибуты того времени не сделали пьесу старомодной: по «Игре в фанты» поставлено около сотни спектаклей, и спустя 35 лет она остаётся актуальной и востребованной на сцене.
Выбор такого материала режиссёром для постановки в Молодёжном театре не кажется удивительным. Несколько лет назад Денис Рассыхаев поставил два спектакля, ориентированных на молодёжь, в рамках направления «Театр юного зрителя» театра драмы им. В. Савина – это антиутопия «Зверь» и «модернизированная» пьеса Островского «Снегурочка. LIVE». Оба спектакля, обращённые к молодым, отличаются смелостью и жесткостью режиссёрского высказывания, оценкой современной действительности и перспектив. «Игра в фанты» сегодня выглядит ещё одной попыткой прямо сказать, что с обществом происходит что-то страшное, и пока в наших силах этот процесс остановить.
Действие спектакля происходит в наше время, никаких напоминаний о советском прошлом в нём нет. Перед самым Новым годом молодая супружеская пара студентов - Кирилл и Настя - приглашает на домашнюю вечеринку своих друзей: Никиту и Артёма, позже к ним присоединяется Ева с совсем молоденькой подружкой Ксюшей. Разговоры по душам сменяет невинное развлечение – детская игра в фанты. Одному из её участников достаётся прокукарекать и помыть посуду, другому – организовать ложный вызов скорой помощи, третьему – обмануть соседку, а четвёртый должен убить человека.
Площадкой для спектакля «Игра в фанты» была выбрана камерная сцена театра им. В. Савина, её пространство организовано так, что зрители оказываются совсем рядом с актёрами. На лицах артистов – нарисованные гримом клоунские маски. Ева в исполнении Алёны Дорониной – грустная клоунесса, из чёрных глазниц которой капают кровавые слёзы, в маске Кирилла (Илья Кеслер) отчётливо прочитывается Джокер, на Артёме маска в стиле калавера (цветное, красивое изображение черепа в латиноамериканской культуре), Настя (Мария Шучалина) похожа на Пьерро, но только в бело-розовой гамме, Никита (Владимир Калегаев) и Ксюша (Эльвира Путинцева) – более «традиционные», привычные клоуны.
Большую часть времени на сцене то и дело раздаётся смех и музыка: смеются и валяют дурака герои, смеётся страшная игрушка. Но не зря многие боятся клоунов. Когда приходит время снять маски – актёры прямо на сцене, открытым приёмом, стирают грим и показывают себя настоящих - открывается правда, самое страшное в которой то, что всем этим людям так немного лет, а жизни их уже поломаны.
В спектакле два финала. Осознав, что их глупая шалость убила человека, герои останавливаются лицом к зрителям, и плачут, как дети под песню «Прекрасное далёко». После того как занавес опускается и поднимается снова, звучит совсем другая музыка – культовая «Перемен» группы «Кино», и на сцене уже не Кирилл, Настя и ко, а молодые люди, которые хотят этих перемен и готовы сами сделать всё, чтобы разыгранная ими только что история не повторялась в жизни.