"Земля кочевников": ...есть только путь

Пока выходят такие киноленты-притчи, у современного кинематографа еще есть шанс не утонуть в пучине маркетинговых проектов, глянцевых историй и прочего безоглядного эскапизма. С другой стороны, "Землю кочевников" сугубо авторским кино не назовешь — уж слишком эта кинолента в хорошем смысле обыденна, созерцательна, режиссер

Хлоя Чжао не вкладывает (по крайней мере, явно) свое виденье, свою точку зрения в паттерны поведения героев.

Ферн почти всю жизнь проработала в отделе кадров на заводе. Завод закрыли, Ферн потеряла мужа, дом, привычный образ жизни и в итоге стала кочевником, который странствует в поисках эпизодических заработков, сезонной работы. Теперь она живет в своем фургоне, который, казалось бы, уместил все то немногое ценное, что осталось от прошлого. А в настоящем вереница людей, товарищей по несчастью и не только, незнакомых мест разной степени приветливости, тысячи километров полной неопределенности.

Несмотря на то, что действие в фильме весьма специфично, тяготеет к мокьюментари-эстетике и имеет почти двухчасовой хронометраж, "Земля кочевников" проходит на одном дыхании благодаря своему колориту и главной героине, характер которой Фрэнсис МакДорманд своей актерской игрой прорисовала подробно и четко.

Здесь не скатывается все до элементарного символизма (хотя тарелка из отчего дома и "ничем не примечательный дом" вполне себе ключевые символы) или до избитой идеи противопоставления себя окружающему миру. Героиня МакДорманд не вступает в настоящий конфликт с действительностью, как и не плывет по течению. Она не ищет постоянного пристанища, как выясняется позже, она не классическая жертва "злобного оскала капитализма", она вполне могла восстановить отношения с семьей и начать жизнь заново, но у "самурая нет цели, есть только путь". И так эта история про обочину жизни оказывается историей о том, что такие понятия, как "дом", "родные края", "родственные узы" — это нечто большее, чем стены, место на карте и записи в документах. В этом плане "Земля кочевников" выделяется из ряда многих кинолент о поиске себя и преодолении внутреннего надлома.

Фильм не ставит никаких вопросов перед своей аудиторией, как и не дает никаких ответов. Он лишь пытается зафиксировать в двух часах дух времени через историю личностного кризиса, который переживает (или пережил, или еще переживет) каждый человек в своей жизни в той или иной степени. А уж как трактовать эту историю, какие акценты в ней расставить — решает для себя каждый сам. В этом плане "Земля кочевников" явно не для "ленивого" зрителя. 9/10

Источник