Запаркованные дворы, дополнительный перевозчик и шины: регоператор отчитался о первом месяце «мусорной реформы» во Владивостоке
Приморский экологический оператор, компании-перевозчики и депутаты комитета по городскому хозяйству Думы Владивостока обсудили итоги первого месяца «мусорной реформы» в городе. В целом, по мнению собравшихся, ситуация нормализовалась. Но некоторые проблемы все еще остаются нерешенными.
Проблема вывоза мусора в начале 2020 года во Владивостоке затмила все остальные конфликты. Сотни фотографий с заваленными контейнерами прислали в редакцию VL.ru читатели. Сейчас, по сообщениям ответственных лиц, ситуация приходит в норму – появился один дополнительный перевозчик, в МФЦ готовятся заключать договоры с региональным оператором для юридических лиц, ведется претензионная работа по штрафам недобросовестных перевозчиков — их в общей сложности уже насчитали примерно на 6 млн рублей.
«Да, в первой декаде января мы все ощутили проблему с вывозом в двух районах — Первомайском и Ленинском, – говорит директор КГУП «Приморский экологический оператор» Алексей Борисов. – Ситуация по Советскому, Первореченскому и Фрунзенскому районам складывалась лучше. В первых двух перевозчик начал обкатывать маршруты еще в декабре, попутно забирая те отходы, которые перестали вывозить прошлые транспортировщики. По Фрунзенскому было чуть посложнее — оператор пришел со своими контейнерными баками, поэтому пришлось в оперативном порядке менять старые. Более критично, но в рабочем положении. А подрядчик по Первомайскому и Ленинскому обкатку и не начинал. В итоге нами было принято решение о привлечении дополнительных сил. На сегодняшний момент Ленинский район у нас поделен между двумя перевозчиками: ООО «Даль-ЭКО» и ООО «Родник ДВ». Первомайский район полностью обслуживает ООО «Даль-ЭКО».
По данным ИАС Seldon.Basis, ООО «Родник ДВ» с компаниями Владимира Николаева никак не связан, а деятельность свою осуществляет достаточно давно — у организации много контрактов с государственными учреждениями на вывоз отходов, в том числе с институтами ДВО РАН и подведомствами Министерства обороны.
Дворы сузились
Алексей Борисов объяснил и то, каким образом с 1 января дворы вдруг стали узкими для проезда спецтехники. Раньше рынок вывоза отходов был хаотично поделен между десятком компаний, у которых были маленькие машины и ограниченное количество домов-«клиентов». Сейчас же перевозчиков осталось несколько, их маршрут существенно изменился и увеличился, а также появилась жесткая привязка к временным рамкам.
Начальник АТУ Первомайского района Юрий Лопатин в подтверждение его слов привел пример с улицей Героев Тихоокеанцев, 16. Он находится в районе въезда на «Восточную верфь» и военной части в Улиссе. В рабочее время подъезд к дому с двух сторон запаркован автомобилями военных и работников судоремонтного предприятия. В прошлом вывоз мусора оттуда осуществляла небольшая машина, которая подъезжала и ждала от 30 минут до полутора часов, пока сможет добраться до баков. Сейчас у перевозчиков такой возможности нет. Они добираются до места, фиксируют невозможность проезда и отправляются по другим адресам.
«У нас сейчас есть единый график с привязкой времени к каждой контейнерной площадке, – говорит Борисов. – Мы выстраиваем временные рамки, но бывает так, что перевозчик не может проехать. Мы просим установить знаки «Стоянка запрещена» и «Остановка запрещена» непосредственно у контейнерной площадки, чтобы мы могли проехать и забрать мусор. 90% всех баков во Владивостоке — это боковая загрузка, этим машинам требуется много места».
Вторая проблема – нехватка контейнерных баков. У регионального оператора заложены затраты на контейнеры, это предписывает «мусорная реформа». На обновление «контейнерного парка» в тарифе заложен 1% средств, то есть около 25 млн рублей, чего должно хватить на покупку примерно двух тысяч баков.
По данным сайте объявлений FarPost.ru, пластиковые контейнеры с крышками действительно стоят 12 000 -15 000 рублей. Но сейчас заявок у оператора со всего Приморья уже около 9000. От управляющих организаций Владивостока дополнительно на обновление старых контейнеров поступило еще около 2000 заявок.
Управляющие компании и юридические лица хотят действовать так, как раньше, потому что это было удобно. Теперь приходится перестраиваться. Хотя депутат Думы по Советскому района Виктор Федоров возразил – проблемы частного сектора, кажется, никто не хочет решать. В частности, никто не торопится оборудовать контейнерные площадки. Депутат попросил разработать понятный алгоритм — поработать с домовладениями, определить единое время вывоза мусора, чтоб люди могли выносить мусор или оставлять у ворот. Борисов пообещал уделить этому вопросу внимание.
До сих пор не все юридические лица заключили договоры, особенно это касается субъектов малого предпринимательства. Значительная часть представителей компаний попросту не может ни дозвониться до оператора, ни узнать статус своего договора, который был давно отправлен. По словам Борисова, сейчас на горячей линии работает 56 человек — почти все они общаются с юридическими лицами. Тем не менее, линия все равно переполнена. Основные проблемы с «юриками» – ошибки в документах. Одни не указывают реквизиты, другие не прикладывают копии учредительных документов.
Шины раздора
Поступают от граждан жалобы на вывоз крупногабаритного мусора (КГМ). Он должен складироваться на специальных площадках, что делают не все дома. А на многих площадках вместе с мусором лежат и шины, которые никак не могут вывезти из дворов уже второй год. Председатель комитета Наталья Войновская предупредила чиновников городской администрации, что в этом году очередных переносов сроков не будет — все нужно вывезти и утилизировать.
Заместитель главы Владивостока Тарас Фищук ответил, что на неделе будет совещание с представителями «ЭкоСтар Технолоджи» – это до сих пор единственное предприятие, перерабатывающее шины. Город говорит, что обещали-то они много — на них рассчитывали. А что есть по факту сейчас, непонятно.
Пока получается, что инициатива депутатов по избавлению от шин отравляет жизнь управляйкам, жильцам, а теперь еще и региональному оператору. Отметим, что и шины, и строительный мусор жильцы могут сдать за собственные средства. Например, заключить прямой договор с компанией-перевозчиком. Региональный оператор к этим перевозкам отношения не имеет и на заключение договора никак не влияет.
Мусору место
Еще один вопрос, вызывавший недоумение — количество мусора, которого якобы стало больше. По словам Алексея Борисова, сейчас мусор везут на полигон, потому что компаниям оплачивают тоннаж. Теперь им выгодно сдать отходы в положенное место, а не скидывать в лес.
«Поскольку компаний стало мало, а оплату они получают за привезенный мусор, мы понимаем, сколько реально производится мусора, – говорит Борисов. – В том году у нас цифры постоянно разнились, потому что часть мусора уезжало в неизвестном направлении, в любую точку, кроме Холмистой. Сейчас мы понимаем, что мусора во Владивостоке производится намного больше».
Директор ООО «Чистый сервис НСК» Андрей Конкин отметил, что площадок для хранения мусора в городе нет — их должен устанавливать в том числе муниципалитет, но город этого не делает, ссылаясь на положения закона 89-ФЗ. Тарас Фищук ответил, что мэрии в этом плане ограничили полномочия. Теперь они могут заниматься экологическим просвещением, вести реестр площадок и организовывать такие площадки, но только в том случае, если иное не предусмотрено законом. Проблемы с перевозчиками в администрации города тоже признают и говорят, что 44-ФЗ заставляет работать с победителями.
Замглавы Владивостока Ольга Козерацкая выступила против инициативы устанавливать контейнерные площадки за счет городского бюджета. А в пригороде таких площадок, по ее мнению, вообще быть не должно.
«Если мы по каждому желанию жителей начнем устанавливать мусорные площадки, у нас весь город будет в мусорных площадках. Может, мы те остатки муниципальной земли сделаем под скверы и парки, а не под мусорные площадки, к которым будет удобно подъезжать перевозчикам? Давайте каждый заниматься своим делом — у вас есть договор, по которому вы работаете. И этот договор не с муниципалитетом. Есть собственники придомовых территорий. Не надо на городскую администрацию собирать все полномочия на все случаи жизни. Лично мое мнение, что в пригороде вообще нужно запрещать мусорные площадки. Туда люди едут дышать воздухом. Да там и не надо никаких площадок. Представьте себе улицу 9-ю или улицу 11-ю с мусорными площадками. Да что людей смешить!», – возмутилась замглавы города.
Алексей Борисов возразил, что отсутствие площадок и единой точки для сбора мусора легко и быстро превратит любой пригород в свалку, а ведь речь даже не о раздельном, а об общем сборе мусора. Сохраняется проблема, например, в районе Сахарного ключа – там уже свалка, нужно больше контейнеров, чтобы не было бардака. А жителям, говорит Борисов, не интересны разборки между ведомствами, кто и кому что должен. Им важно, чтобы все работало.