«Закон о борьбе с просвещением»: филолог, биолог и философ рассказали, как новые поправки изменят жизнь просветителей
С 1 июня вступают в силу поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся просветительской деятельности. Согласно этим нововведениям, всю просветительскую работу в стране будет регулировать правительство. При этом на тех, кто хочет заниматься просвещением масс, накладывают ряд серьёзных ограничений. Множество учёных и деятелей культуры уже высказали своё недовольство вводимыми мерами. Редакция VL.ru узнала, что думают о новом законе просветители, представители научного сообщества Владивостока.
Данный законопроект был внесен в Госдуму 18 ноября 2020 года. Уже весной 2021-го он был принят в трёх чтениях. Владимир Путин подписал документ 5 апреля. Впредь понятие просветительской деятельности будет подразумевать любые мероприятия, которые направлены на популяризацию научного знания вне рамок образовательных программ (то есть все лекции, семинары и прочее). В пояснительной записке указано, что новый закон должен быть принят, так как старая его редакция (которая пока ещё действует сегодня) «создаёт предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий». В частности, текст нового документа гласит:
Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
Однако уже в январе этого года учёные и популяризаторы науки объединились против нововведений, подписавшись под декларацией, опубликованной на сайте для научных работников «Троцкий вариант». Эти люди считают, что принятие поправок крайне негативно скажется на развитии науки, культуры и технологий в стране. По данным на 26 апреля под декларацией подписалось 1703 человека, связанных с просветительством.
Также на сайте Change.org была создана петиция против злободневного законопроекта. В документе говорится, что многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, теперь могут оказаться под угрозой исчезновения. На данный момент петиция закрыта – против поправок о просветительской деятельности подписалось 248 тысяч человек.
Корреспондент VL.ru спросил у просветителей и представителей научного сообщества дальневосточной столицы, что они думают о новом законе? Как он может отразиться на их деятельности? И есть ли в поправках что-то положительное?
Максим Жук, кандидат филологических наук, организатор просветительского проекта «Культурная интервенция», автор и ведущий интернет-радио «ЖУК-FM»
«Я думаю, что закон «О борьбе с просвещением» – крайне вредная параноидальная инициатива чиновников, которые хотят добиться контроля над свободным распространением знаний и альтернативных представлений о мире и обществе.
Наука даёт человеку две важные вещи. Во-первых, она учит критически воспринимать и проверять информацию. Во-вторых, наука показывает, что мир бесконечно многообразен и его нельзя свести к одной интерпретации. Но, возможно, люди, умеющие критически мыслить, не нужны государству. А также не нужны те, кто учат аналитическому мышлению и рассказывают об альтернативных версиях социальной и духовной реальности.
Во время царствования Николая I в университетах было запрещено преподавание философии. Министр образования Платон Ширинский-Шихматов обосновал это следующим образом: «Польза от философии не доказана, а вред от неё возможен». Почему-то мне несложно представить эту фразу в устах нынешних чиновников.
Как этот закон отразится на деятельности просветителей, пока сложно сказать, потому что, как я понимаю, ещё не приняты подзаконные акты, регулирующие просветительскую деятельность. Думаю, если процедура лицензирования будет слишком сложной или унизительной, то многие просветители вынуждены будут прекратить работу своих проектов. Потенциально этот закон может привести к культурному застою, негласной государственной цензуре и отставанию российской науки от мирового научного развития.
Есть ли в этом законопроекте что-то позитивное? Конечно, есть. Он разрушает иллюзии относительно целей и задач государства. В просветительскую деятельность вовлечено большое количество людей. Это и те, кто создают просветительские проекты, и те, кто слушают лекции, посещают заседания книжных клубов, смотрят просветительские каналы на YouTube и так далее. И это миллионы людей, которым теперь стало предельно ясно, какие цели ставит перед собой власть».
Павел Крестов, доктор биологических наук, директор Ботанического сада института ДВО РАН
«Закон 85-ФЗ – один из череды тех, которые призваны контролировать все без исключения стороны нашей жизни. Законы обычно не допускают плюрализма в их понимании, и этот тоже не допускает: он предписывает любую просветительскую деятельность согласовывать с уполномоченными органами правительства. Это первый пункт, который напрямую затрагивает деятельность Ботанического сада-института ДВО РАН.
Второй пункт – не допускать использование просветительской деятельности для разжигания… И длинный перечень того, что нельзя разжигать. Этот пункт напрямую Ботанического сада-института не касается, но при планировании деятельности его нужно иметь ввиду. < ... >
Если речь идёт именно об учёных – людях, которые в высшей степени осознают ответственность за свою профессиональную активность, то закон никак не отразится на их просветительской деятельности. Всеобщие законы природы не могут быть отменены людскими законами.
Опасения все же вызывают специалисты гуманитарного профиля, у которых допускается очень широкой спектр трактовок истории и событий в жизни человечества. Сейчас они оказываются в эпицентре политических разногласий, и здесь вмешательство российских властей не только в просветительскую, но и образовательную, и даже научную, деятельность в широком спектре наук об обществе, весьма вероятен. Учитывая низкую образованность некоторых представителей государственной власти в России, мы наверняка будем свидетелями неоправданного срабатывания репрессивного аппарата государства.
Как показывает история человечества, законы имели достаточно большое значение для того, чтобы эта история была долгой, и длится она вот уже более трёх тысяч лет. И у этого закона, с точки зрения укрепления государства плюсы есть. Очень смущает чрезвычайная размытость формулировок. У меня был замечательный опыт в другой стране – очень хорошей стране – мечте многих российских мигрантов. Достаточно длинный период пребывания в ней в 1990-х позволил понять, насколько незарегулирована жизнь в России».
Андрей Поповкин, заведующий кафедрой философии ДВО РАН, кандидат философских наук
«Закон вызывает, мягко говоря, недоумение. Взять, к примеру, основную его часть – ст. 12.1 «Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Как это вдруг у нас оказалось, что органы государственной власти в первых рядах субъектов, ведущих просветительскую деятельность? Разве это их компетенция? И сколько же часов в неделю наши представители власти уделяют чтению научно-популярных лекций, проведению семинаров и другой подобной деятельности?
Понятно, что власть хочет взять под контроль инструменты пропаганды, но боюсь что вместо этого (или вместе с этим) произойдет бюрократическое удушение просветительской деятельности, которую многие ученые, например, ведут на общественных началах.
Кроме того, закон оставляет очень многое на откуп подзаконным актам, которые позднее будет принимать правительство. Что это будет? Кто будет судить о приемлемости или неприемлемости просветительских проектов? Если это будет назначенный чиновник, то дело однозначно кончится цензурой, бумажной волокитой и всевозможными отчётами. Причём «грантоедские» конторы (в том числе сидящие на западных деньгах) скорее всего эту отчетность и согласования пройти смогут (наняв специальных людей), одолеют эти препоны и всевозможные шарлатаны «открывающие чакры» и пробуждающие «внутренних богинь».
А вот энтузиасты, занятые популяризацией научного знания – навряд ли... Как минимум, их и так невеликое число существенно сократится. В общем, надежда только на то, что, как известно, «строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения».
Отметим, совсем недавно, 23 апреля, правительство РФ опубликовало для обсуждения проект постановления (один из первых подзаконных актов), которое ещё детальней регламентирует работу просветителей. Среди прочего в нём указано: для того, чтобы вести просветительскую деятельность (в том числе проводить семинары и лекции), физлицу нужно будет заключить договор оказания услуг с учебным заведением или учреждением культуры. При этом просветителями могут быть только совершеннолетние люди, имеющие опыт «реализации общественно значимых инициатив» или двухлетний опыт работы в сфере образования. У юридических лиц, ведущих просветительскую деятельность, не должно быть долгов по налогам, а все сотрудники, которые этим занимаются, должны соответствовать требованиям к физлицам, имеющим право на просветительскую деятельность.
Однако, если этот документ вызовет слишком негативную общественную реакцию, его ещё могут скорректировать – считают эксперты. На момент публикации проект постановления на портале опубликования нормативных актов для обсуждения уже набрал 12 голосов «за» и свыше 4900 «против».