Японский профессор прочитал лекцию о физической культуре и спорте сахалинским студентам
23 сентября в институте психологии и педагогики Сахалинского государственного университета состоялась открытая лекция Ёшихиро Сакита — ассоциированного профессора, сотрудника исследовательского центра по педагогике Хоккайдского университета (Саппоро, Япония) для студентов кафедры физической культуры и спорта, обучающихся по направлению "Образование", профиль "Физическая культура".
Деятельность Ёшихиро Сакита как исследователя связана с совершенствованием физического воспитания школьников, историей и философией физической культуры.
В молодости занимался бейсболом.
Ёшихиро Сакита рассказал об особенностях спортивной культуры японцев, содержании занятий физической культуры, о популярных в Японии физкультурных мероприятиях в школе и вне школы, а также исследованиях в области физического воспитания школьников.
Как отметил японский исследователь, цель и направленность уроков физической культуры в японской школе определяется национальным образовательным стандартом по физической культуре. В нем прописаны не только пороговые значения того, чего должен достигнуть учитель и чего должны достигнуть дети. Многое оставлено на усмотрение самого педагога. Это требует от учителя большей ответственности. Поэтому многие учителя физкультуры объединяются в исследовательские кружки и группы, проводят наблюдения и обсуждают практические результаты.
В содержании занятий многого общего с российской школой. Как и во многих странах мира, основой школьной физкультуры в Японии является гимнастика. Кроме гимнастики в школьную программу по физической культуре входят такие спортивные дисциплины, как волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, плавание, а также японские традиционные искусства: кендо, айкидо, кудо (по выбору) и др. Популярна "радиогимнастика", это когда дети и взрослые под аккомпанемент вместе или самостоятельно ежедневно делают гимнастические упражнения. Это простые комплексы, которые могут делать все. Их транслируют на радио, в т. ч. по школьной радиосети, демонстрируют на телевидении. С гимнастики начинается рабочий день на заводах, стройках, на транспорте и пр. (в СССР она была известна как производственная гимнастика — прим. автора).
Физическая культуры формирует базовые человеческие действия — умения правильно ходить, стоять, бегать, сидеть, плавать. Детей обучают этому после того, как они поступили в детский сад или младшую школу.
─ Занимаясь физической культурой хотя бы два-три раза в неделю, ребенок может сделать множество открытий, связанных с возможностями своего тела, почувствовать волнение от выполнения тех действий, которые казались ему раньше невыполнимыми. Учитель физкультуры должен научить ребенка получать удовольствие от занятий физкультурой, дать возможность испытать движения, которые он не совершает в повседневной жизни, но которые расширяют границы его возможностей.
Что-то подобное случается с каждым человеком, стремящимся к физическому совершенствованию.
─ Большое внимание в Японии уделяется качеству обучения школьников и уровню образованности учителя, ─ отметил Ёшихиро Сакита. ─ Профессионализм педагога складывается из его собственных усилий по профессиональному развитию и системы содействия государства педагогу в его профессиональном росте. Преподаватель постоянно находится в поисках лучшего подхода в реализации своих идей. Одним из эффективных механизмов, поддерживающих профессиональный рост учителя — практические семинары внутри школы, когда учителя объединяются в одну группу, вместе работают над какой-либо идеей, вместе думают, как улучшить школьный урок. Семинары способствуют повышению сплоченности педагогического коллектива. Все члены коллектива стремятся к повышению собственного профессионального мастерства — это общенациональный проект.
Так, например, в государственном стандарте по физической культуре (методическом руководстве действиями) написано, что детей надо учить способам кроль и брасс (все школы в Японии имеют плавательные бассейны — прим автора). То есть в обучении плаванию мы ставим задачам обучить какому-то стилю. Подобного рода обучение позволяет детям научиться держатся на воде, сдерживать дыхание, учит двигаться под водой. Научно-исследовательское сообщество школьной физической культуры предлагает учить не спорту, а с помощью спорта, рассматривает плавание, прежде всего как инструмент для обучения ребенка безопасному поведению на воде и "внутри воды".
Стоит ли говорить о целесообразности такого подхода в обучении плаванию детей в условиях нашей островной области.
Проблемы приобщения к спорту решаются с помощью школьных спортивных клубов. Проводятся групповые соревнования и выступления как в школе, так и вне её. Например, соревнования в искусстве силы, состязания спринтеров и др. Они отличаются от зачетных соревнований в школе по предмету "Физическая культура". По сути, это культурно-массовые мероприятия, праздник, в котором участвуют общественные организации, школа и родители.
На национальном уровне вопросами слияния педагогической практики и исследовательской деятельности занимается научно-исследовательский совет по образованию министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии, который координирует культурно-образовательную и научную политику страны. Совет следит за тем, как реализуются стандарты физического воспитания школьников, занимаются формированием учебного плана и содержания обучения.
Учителей физкультуры в Японии обучают на факультетах педагогики в университетах, в токийском институте физкультуры. Продолжительность обучения 4 года. Обучение платное. Абитуриенты в зависимости от индивидуальных способностей могут получить от университета гранты на оплату расходов, связанных с обучением.
В конце лекции Ёшихиро Сакита ответил на вопросы студентов, пожелал преподавателям и студентам СахГУ вместе работать над тем, как улучшить физическое воспитание школьников.