"Холодное лето пятьдесят третьего" открыли в Южно-Сахалинске промозглой весной двадцатого

Фестиваль "Утро Родины" снова приходит на фасады Южно-Сахалинских домов. В прошлом году благодаря показам телевизионных фильмов и околокинопоказным событиям на стенах многоквартирных домов города поселились Буратино, гардемарины и другие герои советских и не только телефильмов.

В этом году "Киноцитаты на улицах Южно-Сахалинска" серьезно сбавили в масштабе — разрисовать тематическими муралами решили только два фасада. Первой открылась композиция, посвященная фильму "Холодное лето пятьдесят третьего" Александра Прошкина.

Посвященный ей стрит-арт объект появился на восточной стороне доме 106 по улице Пуркаева. В церемонии открытия принял участие сам режиссер, который вчера признался, что давно мечтал побывать на Сахалине и даже обнаруживает у себя признаки хронического чеховского "сахалиноза".

— Это непривычно для меня, я не знаю даже, как реагировать, подобное (увековечение фильма таким образом) для меня впервые. То что в вашем городе какое-то время просуществует эта стена... Для меня это... Я даже не могу этого осознать — это настолько трогательно. Это то событие, которое остается навсегда, — заметил Александр Прошкин. — Я первый раз сталкиваюсь с граффити в отношении кино. Новые поколения мало смотрят фильмы прежнего времени, но благодаря стрит-арту они продолжают существовать. Время диктует совершенно новый язык и в кино, и в монументальном городском искусстве. И я принимаю эту неизбежность. Молодому поколению виднее. Это (рисунок на фасаде) не про фильм даже, это про отношение к этим персонажам через годы. Я в принципе с такой интерпретацией согласен.

На мурале, в уже традиционной для киноцитат прямолинейной манере изображены два главных героя картины — Копалыч (Анатолий Папанов) и Лузга (Валерий Приемыхов). Как рассказал автор мурала художник Гера Алкидный, для работы над эскизом и самим граффити ему пришлось несколько раз пересмотреть картину, чтобы перенести на бетонные панели впечатление от фильма и его мрачную цветовую палитру и стилистику.

— Самой тяжелой частью была погода — предметельное состояние, порывы ветра. Не очень приятно было болтаться в люльке. Наносили баллончиками, красками, валиками, около 14 часов на основную работу ушло, еще 3 на набросок. Очень непросто было работать с фасадом — он граненый и попадали глаза, шрифты на эти стыки, нужно было постараться, чтобы все это передать адекватно. Тона фильма сепийные, мрачные, это все наложило отпечаток на подбор цветов — постарались сделать не слишком серым, но при этом выдержанным в стилистике картины, добавили желтую надпись, которая контрастирует с основным полем, — поделился художник.

"Холодное лето пятьдесят третьего" — один из самых кассовых советских фильмов, выпущенный в 1987 году. Он рассказывает о жизни и судьбе двух осужденных к отбыванию каторги на Крайнем Севере и их борьбе за сохранение человеческого достоинства и правды. Сам Александр Прошкин заметил, что это "история бесконечного сопротивления унижению, о человеке с прямой спиной, который не приспосабливается, не гнется и выдерживает страшные испытания".

Еще одни утрородинский фасад должен быть закончен 12 марта — он появится на северной стене дома 10 на улице Физкультурной и будет посвящен сериалу "Ликвидация" режиссера Сергея Урсуляка.

Источник