Выставка о сахалинских маяках и их "экипажах" открылась в музее Победы
В музейно-мемориальном комплексе "Победа" открылась выставка "Маяки Сахалина и Курильских островов". Здесь представлены подлинные предметы и оборудование сахалинских и курильских маяков, а также фотографии и схемы, позволяющие проследить историю маячного дела и узнать о судьбах людей, посвятивших себя служению ради безопасности тех, кто в море.
Всего в наличии около 80 экспонатов, рассказывающих о полутора десятках маяков, которые собирали последние полгода. Идея возникла год назад. Но на самом деле автор выставки, начальник научного отдела музейно-мемориального комплекса Игорь Самарин занимается исследованием этой темы уже два десятка лет, проведенных в экспедициях и архивах. Об этом он писал научные статьи и выпустил книгу.
— С маячниками я знаком много лет. Они во мне видят "соплеменника", человека, интересующегося делом их жизни, что помогает в работе, — сказал Игорь Самарин.
На торжественном открытии помимо организаторов присутствовали люди, непосредственно помогавшие в создании экспозиции: ветераны маячной службы, среди них даже была трудовая династия — несколько поколений семья Чулковых трудится на маяке. А также бывшие военные моряки и те, кто интересуется историей родного края.
Игорь Самарин назвал маяки символом надежды и путеводной звездой. Создатели поэтично сравнили маяки с морскими витязями из пушкинской сказки, верой и правдой несущими свой дозор, служа человеку. Даже в современном технологичном мире корабли не могут обойтись без этих каменных колоссов с горящим сердцем, молчаливо хранящих тайны прошлых лет.
Добавим, что Антон Чехов, побывавший на Сахалине, писал, что на каторге маяк стал символом свободы, куда убегали заключенные, чтобы хотя бы на несколько часов ощутить себя вольными людьми, хотя они и знали, что будут за это серьезно наказаны. Антон Павлович и сам любил прогуливаться в посту Александровском возле маяка на мысе Жонкиер. "Днем маяк, если посмотреть на него снизу — скромный белый домик с мачтой и с фонарем, ночью же он ярко светит в потемках, и кажется тогда, что каторга глядит на мир своим красным глазом", писал Чехов в своей книге "Остров Сахалин".
К сожалению, этот маяк сейчас находится в очень плохом состоянии. Знаменательно, что спустя десятилетия именно начальник маяка Жонкиер Владимир Черных первым натолкнул Игоря Самарина на мысль заниматься изучением маячного дела. Владимир Ефимович умер на вахте в 90-ых годах 20 века, но экспонаты, переданные им, находятся в областном краеведческом музее, а фото можно увидеть в музее "Победа".
Маяки привлекают своей загадочной красотой не только писателей. Недаром сахалинские художники представили на выставку картины с их изображением. Наталья Кирюхина даже подарила маяк, нарисованный нефтью, который изобразила на мастер-классе "Сахалин Энерджи" в музее книги А.П. Чехова "Остров Сахалин".
— Наша выставка рассчитана на то, чтобы те люди, которые ее посетят, узнали, насколько сложна наука заставлять светить огонь, насколько много вложено труда, чтобы на нашей земле стояли маяки. Маячники — особая каста людей, которые не любят жить в больших городах, для которых одинокие безлюдные острова — дом родной. Мы с вами здесь, а они там — на труднодоступных островах, — сказал Игорь Самарин.
О сложностях их службы говорит то, что нередко для доставки людей и продуктов в отдаленные уголки приходилось задействовать военные суда. Один из моряков рассказал, что женщина, которую они доставляли в роддом с маяка, родила сына прямо на борту судна. Мальчика назвали в его честь.
К сожалению, не все бывает так радостно. Один из маячников был съеден медведем. Но фотографию этого человека можно увидеть сейчас в музее.
Первый маяк был возведен на территории нашей области в 1864 году в русском военном посту Дуэ, первой столице каторжного острова. Маяк представлял собой деревянную башню, оснащенную масляными горелками. На протяжении 120 лет маяки на островах сооружались русскими, японскими и советскими инженерами и строителями. За это время на Сахалине было построено 75, а на Курильских островах 27 световых маяков, а также светящиеся навигационные и створные знаки.
— Мой маяк, как музей, посещают не только наши соотечественники, но и представители разных стран: французы, американцы, японцы. Благодарю мемориальный комплекс "Победа" за прекрасную возможность присутствовать на сегодняшнем мероприятии. Большое спасибо всем, кто участвует в этом празднике, — поделился впечатлениями человек-легенда, маячник с шестидесятилетним стажем Владимир Комаров. Несмотря на свой преклонный возраст — 88 лет — он остается на посту. Владимир Иванович полон молодого задора, оптимизма и планов. Зона его ответственности — маяк на мысе Лопатина, который был серьезно поврежден после Невельского землетрясения 2007 года, но сейчас восстановлен и продолжает работу.
Старый маячник рассказал про свой опыт и вспомнил про некоторые случаи из своей практики. Например, о том, как вышла из строя газовая горелка маяка, и ему вместе с женой пришлось всю ночь поджигать спички с определенным интервалом. Спалили тогда годовой запас, но обеспечили безопасность мореплавания.
Первую экскурсию по выставке для гостей провел Игорь Самарин. Многие маяки ценны не только как исторические памятники, но и как архитектурные, туристические. Маяки — это сложные технические объекты. По мнению Игоря Самарина, в них сконцентрированы величайшие изобретения человечества. Они наглядно показывают, как физика работает на благо людей.
Конкретный пример. В создании оборудования для маяков участвовал лауреат Нобелевской премии Нильс Густав Долен. Высокая награда по физике шведскому инженеру была присуждена "за изобретение автоматических регуляторов, использующихся в сочетании с газовыми аккумуляторами для источников света на маяках и буях". Он создал ацетиленовую горелку с солнечным клапаном. Последний перекрывал поток газа в дневное время и включал огни маяков и буев только в условиях плохой видимости. То есть такой газовый аккумулятор позволял создавать автономные устройства. Кроме того, ацетилен по сравнению с использовавшимся до этого керосином давал маяку более яркий свет. Самый первый подобный маяк был построен японцами на скале "Камень опасности" в 1928 году. Два года назад этот маяк обрушился в море.
Сетовал Игорь Самарин и на то, что, по его информации, бездействующий маяк мыса Елизаветы по сути отдан на разграбление. А ведь в годы Великой Отечественной войны его начальник Николай Павлович Серебров даже получил орден Красной звезды за обеспечение безопасности морских перевозок по Татарскому проливу.
Запомнилась Игорю Самарину операция по спасению линзы Френеля с маяка Анива. Только этот фрагмент в неполном виде весил 500 кг. На маяке находилось две подобных линзы. Это сложнейшее техническое сооружение, построенное японцами на отдельно стоящей скале в 1939 году. В то время подобных маяков в Японии еще не было. Поэтому макет маяка был подарен императору Хирохито.
Лучше всего, по мнению Самарина, сохранился маяк на мысе Ламанон — благодаря его "экипажу", как он называет коллектив маяков.
Игорь Анатольевич призвал сахалинцев бережно относиться к своей истории. Это касается документов и фотографий, которые часто просто выбрасывают на свалку за ненадобностью. Не говоря уже о таких объектах, как маяки. А могут стать ценным источником об истории родного края и его людях.
Даниил Панкстьянов.