«Всё имеет пустоту природы»
Буда лама Цыденов рассказал о том, что нужно сделать, чтобы человек пробудился, и почему Посвящение настолько важно для буддистов.
Буда лама является шэрээтэ Дуйнхор дацана (храма Калачакра), гэбшэ, деканом факультета «Дуйнхор» Буддийского университета «Даши Чойн-хорлин» им. Д.-Д. Заяева.
— Буда лама, в настоящее время идет большая подготовительная работа по проведению буддийского учения «Дуйнхор Ван — Посвящение Калачакра», расскажите подробнее об этом событии.
— В 2004 году, когда мы обратились к Далай-ламе с просьбой провести «Дуйнхор Ван» в Бурятии, он сказал, что не сможет поехать в Россию, и вместо себя отправил своего учителя по Калачакра Кирти Ценшаб Ринбоче. И в 2005 году Кирти Ценшаб Ринбоче даровал для жителей Бурятии «Посвящение Калачакра».
Так как прошло более 14 лет, мы вновь обратились к Далай-ламе с просьбой провести «Дуйнхор Ван». Он также сказал, что не сможет поехать в Россию в силу возраста и здоровья. Поэтому вместо себя он назначил Джадо Ринбоче. Джадо Тулку Ринбоче — один из самых выдающихся лам линии гелуг, он обладает глубокими познаниями в области сутры и тантры, которые подкреплены его богатым опытом практики Дхармы, что позволяет ему весьма искусно передавать и объяснять суть Учения, в особенности Калачакра.
В 2005 году на Посвящении было более пяти тысяч паломников. Сейчас в силу развития информационных технологий, благодаря безвизовому режиму с Монголией мы ожидаем большего количества гостей. В Монголии последний «Дуйнхор Ван» был в 1995 году. Прошло уже много лет. Ожидается, что Учение посетят гости из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и из ближайших стран СНГ.
— Далай-лама часто дает посвящения Калачакра и каждый раз собирается много народу. В 2017 году в Бодхгае в таких посвящениях участвовало более 300 тысяч человек. Почему они имеют такой большой резонанс?
— Для того чтобы практиковать Калачакра-тантру, медитировать и развиваться, необходимо получение «Дуйнхор Ван — Посвящение Калачакра».
Такие посвящения, как «Дуйнхор Ван», очень редкие. Все посвящения Калачакра проводятся только с разрешения Далай-ламы. И только он сам может лично давать учения или назначать учителя. Учителей, которые могут дать такое Посвящение, очень мало. Оно дается большому количеству людей без ограничения, и те, кто получил Посвящение, обретают особую связь с Учителем как в этой жизни, так и в последующих.
Для жителей Республики Бурятия и для России в целом это отличная возможность получить такого рода Посвящение, так как не все имеют возможность посетить Индию.
— Буда лама, можете кратко рассказать, что означает тантра и что такое пустотность?
— Тантра — это самый быстрый путь к просветлению. Чтобы правильно понимать учение тантры, важно знать сутру. В тантре вы преследуете те же цели, что и в сутре, но ваше духовное развитие происходит значительно быстрее. Пустотность означает, что всё имеет природу пустоты. Допустим, стул по истечении времени исчезнет, сгниет. Он состоит из дерева, которое до этого росло в лесу, а затем его срубили. Возьмем гвоздь — это руда, которую когда-то кто-то добыл. От стула останется просто имя, которое мы сами придумали. А по сути, стул имеет природу пустоты. Или возьмем человека. Где находится его «я»? Глаза… по отдельности это ведь не вы… органы тоже не вы… мозги? А где «я»? Если попробовать его найти, то окажется, что его нигде нет, так как нет такого отдельного «я». Всё имеет природу пустоты. Поэтому мы не должны привязываться к чему-либо. В тантрических практиках главная цель — достичь мудрости, познающей природу пустотности. Когда начнешь понимать природу пустоты, можно проходить сквозь стены, волшебным образом преодолевать пространство и время. Если человек познает природу пустоты, он обретает божественную мудрость. Он будет всезнающим.
— Человек, познавший пустотность… Значит ли это, что он достиг нирваны?
— Нет. Для достижения нирваны необходимы два аспекта: метод и мудрость. Метод — это проявление любви и сострадания, развитие бодхичитты. А мудрость — познание пустоты. Если человек познает только метод, будет любить и сострадать, но при этом не будет мудрости, то человек не сможет пробудиться. А если человек познал мудрость, у него развита интуиция, но нет сострадания, он также не сможет достичь просветления.
— Без Посвящения нельзя заниматься практикой?
— Нельзя. «Ван» дословно — это право, право практиковать тантру. Это медитации, визуализации, работа над умом. Тантра — это быстрый, наикратчайший путь к пробуждению. Если сравнить этот путь с дорогой от Улан-Удэ до Москвы, то сутра — это передвижение на по-езде, а тантра — на самолете.
— Поэтому Посвящение и получение «Ван» настолько важное и редкое событие?
— Да, если человек и совершил ошибку при практике, то Учитель, дающий Посвящение, имеет такую огромную силу и возможность, что может помочь этой личности. Конечно, многие, получив Посвящение, на следующий день об этом забудут, но при этом у них все равно останется добрая метка. Метка — это связь с Учителем, с идамомКалачакра. Само Учение Калачакра исходит от самого Будды Шакьямуни. В буддизме существует такое понятие, как линия преемственности. Поэтому у нас появится связь с ДжадоРинбоче, с Далай-ламой и с самим Буддой Шакьямуни.
Если человек после Посвящения будет практиковать, то он может раскрыться в этой жизни, если нет, то это может произойти благодаря метке в последующих жизнях.
— Как возникла Калачакра?
— Когда Будда Шакьямуни в 35 лет достиг состояния Просветления, об этом узнал первый царь Шамбалы Даба-Самбу (Сучандра) — он был эманацией Ваджрапани. Даба-Самбу пришел к Будде Шакьямуни и попросил: «… Я не могу избрать такой путь, как вы: все оставить, от всего отречься, я хочу остаться царем Шамбалы со своей свитой, своим окружением, со своей страной и достичь пробуждения, как вы… Есть ли такое Учение?». Будда Шакьямуни ответил: «Есть такое Учение, это Калачакра. Это Учение дается не только монахам, но и всем людям без ограничений».
И во время второго поворота Колеса Учений Будда даровал такое Учение «Калачакра». Сучандра, вернувшись в свою страну Шамбалу, воздвиг золотой дворец, и там начали практиковать «Калачакра». В этой стране люди достигли высокого духовного развития. И Шамбала сделалась невидимой для человеческих глаз. Считается, только чистые сердцем люди могут найти к ней дорогу. Для нас же это мифическая страна-загадка, которая лишь упоминается в древних текстах.
— Как и когда Учение «Калачакра» получило распространение в Бурятии?
— Первый ПандитоХамбо лама Дамба-ДаржаЗаяев в 1730-х годах вместе с распространением буддизма в Восточной Сибири, Забайкалье практиковал Учение «Калачакра».
Также Учение «Калачакра» продолжило свое распространение при VII Пандито Хамбо ламе Сан-дэлэг Ванчикове, при дацанах начали появляться Дуйнхордуганы. XII Хамбо лама Даша-Доржо Итигэлов, когда впервые пришел хувараком в Анинский дацан, был дуганша (смотрителем) Дуйнхордугана, а затем он стал мастером практики тантрыКалачакра.
Мастером Калачакра был и великий габжа лама ЛубсанБальжир. Он был выдающимся астрологом, мы до сих пор пользуемся его трактатами, для астрологических вычислений — зурхай.
— Как будет проходить «Дуйнхор Ван» у нас?
— Основное посвящение будет проходить четыре дня. Первый день — подготовительный. Будут раздаваться соломинки (трава), зандяа. Каждому раздадут две соломинки: длинную и короткую. Длинная кладется под матрас, короткая — под подушку. Обе соломинки будут благословлены Учителем. Люди будут видеть разные сны, о значении которых разъяснит Учитель. На левой руке на уровне локтя завязывается зандяа. Второй день — вхождение в Мандалу. Третий — основной день, в этот день мы получим семь посвящений. В четвертый — четыре высших и четыре наивысших. Итого мы получим 15 посвящений за эти четыре дня.
— А почему мандалу разрушают?
— Таким образом мы подчеркиваем один из важнейших постулатов буддизма — идею о непостоянстве всего сущего. Неважно, что в итоге получилась картина немыслимой красоты, мы не должны позволять себе привязываться к внешней форме. Всё в этом мире подвержено разрушению, и мандала не исключение.
Обычно песок мандалы раздают присутствующим, так как, благословленный многодневными ритуалами, он обладает колоссальной очистительной силой. Но на предстоящих учениях песок мандалы раздаваться не будет. Он будет преподнесён Лусуд Хану (хозяину воды) Селенги и священному озеру Байкал. Когда преподносишь песок хозяевам воды, они обретают мощь, становятся сильнее. Так как они также болеют, страдают, когда люди относятся к ним плохо, загрязняют водоемы, мусорят.
Посвящения наделяют людей силой преодолевать препятствия и достигать умиротворения, гармонии и процветания.
В завершение хотелось бы еще раз отметить, что это редчайшее Учение, и обратиться к главам районов: оказать содействие, помочь с транспортом тем, кто желает посетить Учения.
Читать далее