Водители заблудились в островках и столбиках на дорогах Южно-Сахалинска
На улицах Южно-Сахалинска уже месяц эксперименты. Здесь и там появляются островки безопасности на нерегулируемых пешеходных переходах, а с понедельника к ним прибавились также частоколы невысоких белых столбиков вдоль бордюров: ограничение для желающих припарковаться вблизи зебры или пересечения дорог.
Нововведения вызвали смешанную реакцию — прежде всего, со стороны водителей, которых инициатива мэрии задела больше всего. Отзывы у двух десятков автомобилистов, с которыми удалось поговорить за два дня, оказались диаметрально противоположными — от резкого непринятия "этих мешающих объектов" до однозначного одобрения "первого современного решения на наших дорогах". Ярые противники нововведений даже создали около десятка тем в разделе "Авто" на форуме Sakh.com. В них высказывается несколько повторяющихся претензий к нововведениям: затрудняют движение, создают аварийные ситуации, плохо заметны ночью и не имеют никакого смысла, кроме "распила" бюджетных средств.
— Я категорически против — это небезопасно. Две полосы превращены в одну с небольшим, сами эти столбики представляют опасность. Не помню, чтобы в ПДД было какое-то указание ставить столбики на дорогах узких, да еще через каждые 100 метров. Первая полоса заставлена автомобилями, на второй это чудо. Создавать любые препятствия на наших дорогах — это преступление, я считаю, — обратилась на Sakh.com водитель с 23-летним стажем из Южно-Сахалинска. Сегодня женщина с удивлением обнаружила два составленных из пластиковых столбиков островка на улице Комсомольской. — Дороги нужно расширять, а не сужать, нужно штрафовать тех, кто паркуется там, где нельзя. Надо наводить порядок, создавать новые парковочные места. А не вот такие вещи выносить.
Главный инициатор и идеолог установки островков и столбиков — руководитель центра урбанистики "Наш город" Василий Вишневский. Проект под названием "Добрая улица", направленный на снижение числа аварий, в том числе с участием пешеходов, он начал прорабатывать еще в октябре 2019 года.
— Была проделана большая работа, мы прошли согласование в ГИБДД, совместно с ними занимались разработкой решений. Так, были одобрены кольца, приподнятые переходы, островки безопасности, установка столбиков, которые ограничивают парковку и создают "треугольники видимости" (условия, когда пешехода видно до выхода на дорогу, а машину на перпендикулярной улице — до выезда с нее). Разработали мастер-план, такого в стране никто не делает, мы первые. Но все эти решения — не отсебятина, все в рамках нормативов, которые сегодня действуют и, кстати, постоянно меняются. Я не понимаю людей, которые думают, что мы этим хоть один ГОСТ нарушили: чиновники, скажу я вам, очень переживают об ответственности. И нам бы просто не разрешили делать что-то, если бы не были железобетонно уверены — все в нормативах, — рассказывает урбанист.
Главная идея всей истории с островками и столбиками — успокоение трафика и создание условий, когда пешехода и другой транспорт становится видно до момента, когда тормозить уже поздно. Меры не взяты с потолка, подчеркивает Вишневский, они содержатся не только в документах и нормативах других стран, но даже во вполне российских и официальных рекомендациях федерального Минтранса.
— Что мы уже видим? Выход людей из пробки стал более заметным благодаря островкам. Как показывают наши данные, 10% пешеходов были сбиты на запрещающий для машин сигнал светофора. То есть даже светофоры — не панацея. А по мировой практике, подобные меры успокоения трафика на 65-70% снижают аварийность на переходах. То есть там, где сбивали 10, после под колеса попадали только 3. Или хотя бы уменьшают тяжесть последствий — водители, как правило, притормаживают перед островками из-за искривления проезжей части и контакт бампера с человеком не приводит к серьезным проблемам. Указывают, что мы зауживаем полосы: ни в одном месте они у нас не стали меньше, чем 3,25 метра. А по ГОСТу можно еще меньше — 3. Для понимания: ширина легковой машины 1,8 — 2,2 метра, в районе перекрестка Мира — Емельянова полосы вообще по три метра. И все живы и нет там миллиона аварий каждый день, — комментируют претензии Вишневский.
Что касается создания аварийных ситуаций: островки в Южно-Сахалинске, добавил урбанист, не появляются внезапно — сперва их выделяют разметкой, потом ставят пластиковые столбики и только на третьем этапе возводят "капитальные" сооружения с газоном и невысокими бордюрами.
— Говорили нам — все снесут. Пока не снесли, а даже если снесут — поставим новые. Это, если угодно, такой обмен: кусок пластика и человеческая жизнь и здоровье. Мне кажется, о том, что ценнее, и рассуждать нет смысла, — заметил Василий Вишневский. — На Комсомольской и Горького есть же подобные сооружения (имеются в виду бетонные разделители встречных потоков) — их не сносят, их чистят нормально. Никаких проблем и здесь я не вижу.
На еще одну претензию — недостаточную видимость новых объектов в ночи, урбанист отвечает: отражатели на них есть, и в любом случае белый столбик или островок со знаком заметнее, чем переходящий дорогу пешеход в черной одежде.
— Могу сказать одно — все по ГОСТу. Нет задачи, чтобы островки было видно за километр — тогда водитель расслабится, сместится в сторону и с той же скоростью будет ехать дальше. А светящийся островок его еще и отвлекать будет. Сейчас они заметны с нормальной дистанции — если не нарушать установленный в городе скоростной режим, то никаких проблем не будет и бить по тормозам перед островками не придется, — добавляет урбанист.
Когда первая волна критики новых сооружений начала потихоньку стихать, "Наш город" подбросил еще полешек в топку. В городе появились ограничительные столбики — их начали устанавливать в зоне перекрестков и вблизи переходов. Там, где по идее нельзя парковаться, но все всё равно делают это.
— Мы не забрали что-то у кого-то. Водители сами у себя забирают кусок полосы, каждый раз, каждый день, когда там встают вплотную к переходам, перекресткам. Это приводит к ДТП с пешеходами и столкновению с другими автомобилями. Нелепым столкновениям из-за того, что участники движения не видели друг друга. А сейчас мы сделали людям просматриваемый перекресток и оставили возможность проехать, не выезжая на встречную полосу. Ни того, ни другого не дают запаркованные с нарушениями машины. Нам предлагают просто штрафовать, но это тоже не выход — это не решит проблемы и создаст еще больше негатива. А так мы не ухудшаем ситуацию для личного транспорта, но обеспечиваем безопасность: не позволяем людям парковаться там, где нельзя. Это же не разовая акция, проблема системная — всегда паркуются, этого не решишь ни патрулями, ни эвакуациями показательными. А сейчас мы пытаемся дизайном улицы, сформировать такие условия, когда нарушать не получится. И делаем это быстро и дешево, — подводит итог Вишневский.
Сейчас судить об эффектах — как негативных, так и положительных — от новых мер городских властей нельзя. Вишневский уверен, что заметные результаты будут в течение года, и не сомневается, что положительные. А пока урбанист пишет ответы на запросы прокуратуры — в надзорном ведомстве решили узнать, кто разрешил эксперименты на дорогах областного центра и кто, если что, будет отвечать за их последствия.
Но на достигнутом Вишневский останавливаться не собирается и уже анонсирует новые нестандартные решения на дорогах острова.