«Власть, деньги, любовь» — необычное прочтение «Ревизора» ждет зрителей в Театре молодежи

20 и 21 июля Приморский краевой драматический театр молодежи закрывает сезон премьерой спектакля «Ревизор» в постановке режиссера Станислава Мальцева.

«Классические наименования обязаны присутствовать в Театре молодежи, – сказал Игорь Селезнев, директор театра, – но при этом мы должны быть интересны современному зрителю. Поэтому предлагаем классику в необычной трактовке. Таким будет «Ревизор» в постановке Станислава Мальцева, а также «Гроза», которую начнет репетировать в августе Александр Дзюба, а премьера состоится в октябре. Кстати, в репертуаре нашем появится и современная пьеса – по итогам фестиваля «Метадрама» это будет «Анна Франк» драматурга Аси Волошиной, а поставит ее Виталий Дьяченко».

Станислав Мальцев рассказал, что в своей постановке «Ревизора» он решил исследовать власть и любовь. Как они взаимодействуют и как влияют друг на друга.

«Я долго не мог подступить к «Ревизору», потому что искал свое решение спектакля, – говорит режиссер. – Ставить сегодня «Ревизора» так, как это делали без малого 200 лет назад, уже невозможно: изменился зритель, изменились театральные приемы. Осталась актуальной сама пьеса, она и 300 лет спустя будет все так же про нас, про Россию. И потому ставить Гоголя нужно с большим уважением, но все же – современно. И моя трактовка такова: времена изменились, сегодня женщины гораздо активнее в жизни, чем мужчины, активно идут в структуры управления, в чиновники, перенимают мужские правила игры, но добавляют в них свои нюансы. Однажды в 1836 году Гоголь показал России уездный город, который, по его же словам, стал собирательным образом всей страны, так почему же не показать в 2019-м тот же город, но современный? В котором – такое вполне может быть – все главные места у власти заняты женщинами. Сильными, со слабыми мужчинами рядом – в замах, в любовниках, в мужьях. И вот в такой город приезжает Хлестаков. Самая сильная женщина, какая бы она ни была успешная, все равно мечтает о сильном, равном ей мужчине, которого, увы, она чаще всего не находит в жизни. И в результате эти сильные современные женщины принимают Хлестакова за супермужчину, у которого есть и харизма, и власть, они принимают обман в его лице за истину, и в этом итог их не совсем праведной жизни, как и в пьесе».

В «Ревизоре» в трактовке Станислава Мальцева действительно все основные роли играют женщины: Мария Зизенкова – городничая, Татьяна Донская – Земляника, Елена Варивода – Тяпкина-Ляпкина, Евгения Серебрянская – Хлопова. А вот роль Хлестакова в очередь будут играть Иван Синицын и выпускник института искусств Сергей Рюмкин, для которого эта работа станет дебютом в Театре молодежи. По словам Сергея, роль дается ему легко, потому что он находит в себе немало от Хлестакова, впрочем, как и каждый из нас.

«Почему «Ревизор», пьеса, которой почти 200 лет, и сегодня не сходит с подмостков театров России, в отличие, например, от произведений Салтыкова-Щедрина? – говорит Станислав Мальцев. – Он ведь тоже писал сатиру, бичевал пороки. Но Гоголь понимал русского человека изнутри, любил своих героев, видел в себе их черты, в каждом из нас. И его герои получались такими, в которых все намешано, плохое и хорошее – словом, живыми. И они остаются живыми и понятными до сего дня, и сегодня в них читатели находят нечто созвучное с собой.

«Ревизор» – пьеса очень реалистическая и в то же время метафизическая, в ней соединены два начала, это не водевиль чистой воды, не сатира, не комедия в чистом виде. Потому и живет пьеса так долго, потому она такая объемная.

Я не изменил ни одного слова в сценах, но где-то что-то сократил и, что называется, сделал монтаж. То есть, ставить пьесу линейно, последовательно показывая, например, приход одного чиновника за другим к Хлестакову в гостиницу, сегодня уже незачем. В целом же, на мой взгляд, сверхзадаче произведения мои решения не помешали, наоборот, только обострили те конфликты, которые были заложены в «Ревизоре». И я надеюсь, что те молодые люди, которые придут смотреть спектакль, увидят не пересказ из школьного учебника, а захотят перечитать оригинал – именно потому, что в таком решении «Ревизор» звучит более современно и неожиданно».

Источник