«В Улан-Удэ ничего похожего точно нет»: Театр им. Бестужева показал историю о «Добывайках»
В минувшие выходные в Русском драмтеатре прошла премьера спектакля для всей семьи «Добывайки» (6+), над которым работали режиссер и художник Сергей Левицкий, а также режиссер по пластике Игорь Григурко.
Работа над постановкой началась еще во время пандемии, а представить ее на суд зрителей авторы смогли только сейчас. Пусть ожидание премьеры было долгим, но оно того стоило. Зрелищный спектакль поражает масштабностью и спецэффектами.
«Добывайки» – это история о крошечных человечках, живущих под полом самого обычного дома. Они «заимствуют» у людей разные вещи: скрепки, булавки, пробки – и используют их по своему назначению. Так, игральные кости служат для них столом и стульями, карты – стенами жилища, а самая маленькая конфета может стать недельным лакомством. По сюжету девочка-добывайка Ариэтти мечтает хоть одним глазком увидеть, как живут большие люди. Но мама и папа против, ведь там полно опасностей. В первый день, когда ей, наконец-то, разрешили выйти из укрытия, все идет не по плану... Теперь маленькой героине предстоит вступить в неравное противостояние с этим огромным и незнакомым ей миром, чтобы спасти родителей и дать свободу всем добывайкам на свете.
Сергей Левицкий придумал сценическое пространство, в котором существуют огромные предметы, а на их фоне работают «маленькие» артисты – «добывайки».
– Я уверена, что наши зрители будут удивлены, таких спектаклей, тем более детских, в нашем театре еще не было, да и в городе нет. Этот спектакль невероятно сложный в физическом плане. Мне необходимо быстро передвигаться за кулисами, чтобы в нужное время появиться на сцене, то снизу, то сверху, не сбивая темпоритм, цеплять на себя оборудование: лонжу, тросы и при этом «держать лицо», вести драматическую линию моей героини Ариэтти. Это и сложно, и интересно, и необычно. В этом спектакле много трюковых и цирковых элементов, – рассказывает актриса Елизавета Михайлова.
Кстати, именно эта универсальная гимнастическая лонжа (сальтовый пояс), которую драматическим артистам пришлось осваивать в короткие сроки, в театре используют впервые.
– Мы два месяца только готовились, тренировались. Это новый формат для нашего театра. И хотя «Сказка странствий» – тоже визуальный, пластический спектакль с элементами цирка, такого масштаба у нас еще не было. В детстве у многих были такие книги-панорамы, когда открываешь страницу, а перед тобой вырастает замок или дремучий лес, так и в этом спектакле перед зрителями появляется то крошечный дом Пода и Хомили, то цирк-шапито, то река, то паутина, то огромный корабль. Непросто и интересно было работать, – говорит заслуженная артистка Бурятии Алена Байбородина, исполнившая роль Хомили, мамы Ариэтти.
«Добывайки» стали своеобразным вызовом и для постановочной части. Бутафоры, монтировщики и столяры театра все вместе создавали гигантские предметы: «руки» и «ноги» «больших» людей, фрукты, стакан, игральные карты и кости, которыми управляют артисты театра, и даже настоящий корабль. Художники Виталий Артемьев и Игорь Доржиев вручную расписывали все костюмы и декорации. Для заслуженного артиста Бурятии Александра Кузнецова и Ивана Бузунова, которые работают с огромными куклами паука и бабочки, была придумана пластика тела, позволяющая поверить, что на сцене настоящие насекомые.
Часть треков в спектакле записана без единого музыкального инструмента (инженер звукозаписи Никита Богданов). Специально для «Добываек» заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Бурятии Вячеслав Буланов создал аранжировку для вокальных голосов, а артисты с хормейстером, заслуженным деятелем искусств Бурятии Людмилой Швецовой исполнили их «а капелла». Фотохудожник театра Александра Данилова записала видео, которое транслируется на экран, что создает иллюзию присутствия огромных людей рядом с маленькими человечками.
Наравне со «Сказкой странствий», «Добывайки» стали вторым вечерним спектаклем для семейного просмотра.
– Всегда считалось, что в детские спектакли не нужно особо вкладываться, что ребенок – неприхотливый зритель, ему можно рассказать историю на рисованном заднике. Мы предлагаем новый формат детских сказок и создаем яркие, зрелищные, эффектные спектакли для широкой семейной аудитории, которые будут одинаково интересны и взрослым, и детям. Это дорогие и масштабные постановки с различными трюками и спецэффектами, – рассказывает Сергей Левицкий.
– В России спектаклей, подобных «Добывайкам», – единицы, – говорит Игорь Григурко. – В Улан-Удэ ничего похожего точно нет. Это большая редкость в драматическом театре, чтобы актеры сами работали и на стропах, и с лонжей. Сергей Левицкий ставит перед труппой все более сложные задачи, каждый раз открывает своих артистов по-новому и вновь удивляет зрителей.
На премьере побывал первый заместитель министра культуры Бурятии Николай Емонаков.
– Это замечательный спектакль, который будет интересен не только детям, но и взрослым. Неординарные сценические решения, позволяющие поверить в то, что перед нами настоящие добывайки, и рядом с ними живут огромные люди-великаны. Красивый музыкальный ряд, режиссерские ходы. Это спектакль о дружбе, о семейных ценностях, о любви, всем советую его посмотреть, – поделился впечатлением Николай Емонаков.
Автор: Юлия Федосова
театр дети УланУдэ Бурятия Культура Досуг Комментарии 1
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях
Читать далее