В Сыктывкаре предложили новое место для автовокзала
Мнения высказали горожане, представители автостанции, мэрии столицы Коми и профильного министерства региона. Сторонники идеи уверены, что это будет выгодно предпринимателям, пассажирам и поможет в борьбе с нелегальными перевозчиками.
В Общественной палате Коми состоялось обсуждение вопроса переноса автовокзала Сыктывкара (улица Морозова, 202) к железнодорожному. Инициатором закрытия автостанции и переноса остановок по межмуниципальным и межрегиональным регулярным маршрутам на другую точку выступило ООО «Автокассы Республики Коми». Директор организации Анастасия Кудашева сообщила, что рынок нелегальных перевозок ежегодно растет, а регулярные маршруты закрываются в связи с низким или вовсе отсутствующим пассажиропотоком ― не более 500 человек в сутки, некоторые перевозчики из-за плохой выручки отказываются работать. Для переноса есть еще несколько причин: закрываются обслуживающиеся большими автобусами межмуниципальные направления, расходы на станцию растут.
― Для работы автостанции в сутки требуется порядка 30 тысяч рублей. На декабрь месяц средняя выручка в сутки, заработанная обществом – это 3-4 тысячи рублей. Соответственно, нам не хватает ежедневно для поддержания работы объекта, ― отметила Анастасия Кудашева. Помимо этого, предприятие из-за отсутствия межевания не может провести оценку объекта, из-за чего на него налагаются штрафы – уже уплачено более 400 тыс. рублей за последние два года.
В пользу переноса автовокзала на железнодорожный, по словам Анастасии Кудашевой, есть несколько факторов: уже действующая популярная касса, положительный опыт переноса всех маршрутов на это место в период пандемии (май ― август 2020 году), прибытие пассажиров сразу в центр Сыктывкара. Аренда помещений железнодорожного вокзала окажется ниже, чем содержание объекта на улице Морозова, поэтому предприятие только выиграет от переезда, а высвободившиеся деньги хотят потратить на внедрение современных технологий. По словам Анастасии Кудашевой, новое место расположения автостанции облегчит транспортировку пассажиров в утренние, вечерние часы и час пик.
Начальник отдела транспорта министерства инвестиций, промышленности и транспорта Коми Владимир Котов подтвердил, что нелегальные перевозчики практически ушли с автостанции и в большинстве своем расположились на железнодорожном вокзале. Если ограничить межмуниципальные маршруты или убрать их с вокзала, они тут же заменятся незаконными, что не обеспечивает безопасность пассажиров.
― Для нас во всей этой истории ключевая вещь вот эта [нелегальные перевозчики ― прим. БНК]. Если бы с нелегальными перевозчиками вопрос был бы решен, возможно, не понадобилось бы переносить автостанцию, ― отметил Владимир Котов.
Заместитель мэра Сыктывкара Александр Можегов заметил, что в период пандемии «Автокассы» полностью освобождены от арендных платежей, кроме того, расходы по капремонту ― более 800 тыс. рублей ― были зачтены в арендных платежах. К тому же специально созданный транспортный хаб на улице Морозова, 202 отвечает требованиям к перевозкам и достаточно удобен для дальнейшего движения по маршрутам города. С причинами экономической ситуации в «Автокассах» надо разбираться отдельно.
― Если нет пассажиров, тогда какая разница откуда перевозить? ― иронично высказался Александр Можегов. Он напомнил, что мэрия, наоборот, запускает дополнительные маршруты, а пассажиропоток восстанавливается.
По данным общественного совета Сыктывкара, был проведен опрос среди посетителей автостанции: они недовольны закрытие зала ожидания, жалобы есть на плохую освещенность. На вопрос о переносе объекта на железнодорожный вокзал люди ответили, что не видят в этом смысла, но необходимо отрегулировать некоторые районные маршруты так, чтобы они заезжали туда. Схожие данные получала сама Общественная палата, которая провела онлайн-опрос среди жителей республики. Свыше 50% респондентов ответили, что хотят оставить автовокзал на его нынешнем месте, но необходимо улучшить там инфраструктуру, например, улучшить освещение и сделать тротуары. Пассажиров ж/д вокзала тоже устраивает сложившаяся схема.
Генеральный директор «Комиавтотранс» Павел Лапин в своем выступлении рассказал, что во время обратного переноса маршрутов с железнодорожного вокзала на автовокзал компания получила шквал недовольных звонков ― гражданам стало значительно неудобно передвигаться. По его мнению, если будет две точки для нелегальных перевозчиков ― оба вокзала ― «задыхаться» будет не только «Автокассы», но САТП-1, которое потеряет межмуниципальные маршруты.
― Хватит ли у нас сил бороться с нелегалами в двух точках ― я сомневаюсь. Мы сейчас даже за тот короткий период с нелегалами не могли справлять на одной точке. Поэтому экономически вокзал может сильно пострадать, если там не будет [автостанции]. Но с точки зрения пассажира приезжать в центр города значительно удобнее, ― отметил Павел Лапин.
Директор САТП-1 АО «Комиавтотранс» Дмитрий Чепурнов тоже поддержал инициативу по переносу. Перенос позволит оптимизировать работу транспорта и увеличить пассажиропоток, снизить нагрузку на бюджет и граждан:
― Часть граждан приезжает на автовокзал, часть на железнодорожный, маршруты примерно поровну поделены. Получается, что содержатся две точки. Чтобы содержать две точки, деньги берутся с пассажиров ― все это закладывается в тариф. Зачем мы тогда содержим два пункта пересадочных, если все это можно организовать на железнодорожном вокзале?
Исполняющий обязанности начальника вокзала «Сыктывкар» Светлана Байдовская назвала идею переноса неплохой, но есть ряд вопросов: где будут остановки, как будет устроена привокзальная территория, как будет распределена зона посадки, где будут находиться сотрудники автокассы, ведь свободных территорий для них нет.
Заместитель директора Центра обеспечения деятельности министерства инвестиций, промышленности и транспорта Коми Александр Анчербак назвал переезд нецелесообразным, ведь еще не решен вопрос благоустройства территории жеезнодорожного вокзала (будет ли там парковка или общественная территория), к тому же пассажиропоток восстанавливается, подобное решение требуется взвешенности.
― Тут целый клубок, который не решается ради одного предпринимателя, подчеркнул Александр Анчербак.
Решение о переносе объекта или нет еще не принято. Общественная палата Коми продолжает прием мнений от граждан.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ
Сыктывкарцам предложили решить судьбу площадки перед железнодорожным вокзалом
Из-за нехватки средств в Коми отложат масштабирование системы контроля за движением пассажирского транспорта
БНК