В нагрузку к онлайн-кассам бизнесу придется работать с маркированным товаром

Производители, дистрибьюторы, перевозчики и торговый бизнес должны зарегистрироваться в системе «Честный знак», приобрести 2D-сканеры и установить специальное программное обеспечение. Корреспондент VL.ru выяснил, насколько предприниматели в Приморье прониклись идеей маркировки и во сколько им обойдется сей законодательный лайфхак.

В декабре 2017 года был создан Центр развития перспективных технологий. Учредителями ЦРПТ являются – 50% USMHoldings (Алишер Усманов), 25% – государственная корпорация «Ростех», 25% – «Элвис-Плюс групп» (Александр Галицкий). ЦРПТ создал Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров – «Честный знак». С ее помощью предполагают бороться с контрабандой товаров и защищать бренды добросовестных производителей. За 15 лет в систему предполагают инвестировать 200 млрд рублей.

Регистрацию в программе «Честный знак» должна пройти вся бизнес-цепочка: от производителя товара до розничной сети, а внутри посредники – перевозчики, склады, дистрибьюторы. Все они через Data Matrix коды (а также RFID-метки и другие оптимальные виды маркировки), закрепленные производителем на товары, должны брать на баланс, например, табак, обувь, пальто и шины, а при передаче или продаже снимать с баланса.

Специальное сканер-приложение, установленное в мобильном телефоне, может обойтись 5000 рублей, стоимость 2D-сканера – 16 500 рублей. Комплексная программа сбора данных для большого оптового склада сегодня может достигать в цене до 179 000 рублей. Еще 7500 рублей в год встанет поддержка программного обеспечения для онлайн-кассы, которая включена в систему маркировки. В обязательном порядке надо оформить электронную подпись – 1500 рублей в год, иначе работа в системе будет невозможна.

Производителям и импортерам маркировка выйдет дороже, так как, кроме сканеров, они должны заказывать и приобретать у ЦРПТ Data Matrix коды или оборудования на линии. Уникальные метки должны быть наклеены на каждую пару обуви, набор постельного белья или фотоаппарат. Стоимость кода на один товар – 60 копеек с НДС.

По словам собеседников VL.ru, это добавит как минимум 10% к ценам на товары. Хотя в «Честном знаке» считают, что их стоимость снизится, так как станет меньше контрабанды, а цифровизация уменьшит затраты на бумажный товарооборот.

Сколько компаний и ИП в Приморье подключились к системе, неизвестно. В «Честном знаке» проводят очередной апгрейд и предоставить сведения не могут.

В Приморье, как и по всей стране, с 1 июля должны маркировать табак. С 1 июля также стала приходить маркированная обувь.

С 1 октября в наш край с уникальным цифровым кодом начали поступать лекарства по 12 «нозологиям» (редким заболеваниям). Они продаются в 54 приморских аптеках. 16 зарубежных производителей и 21 отечественный уже оснастили свои линии спецоборудованием для нанесения маркировки.

С 1 декабря маркировка придет к бизнесу, торгующему шинами, постельным, столовым, туалетным и кухонным бельем, пальто, духами и туалетной водой, фотоаппаратами и вспышками.

С 2020 года перейдет на маркировку молочная продукция. К 2024 году правительство планирует охватить маркировкой все товары в России, импортные в том числе.

Обувь и табак

«Наибольшие сложности в регистрации в "Честном знаке" и работе с маркированной продукцией будут испытывать индивидуальные предприниматели. Уже сейчас к ним приходит товар с маркировкой, и у ИП нет элементарной специализированной системы учета (1С), нет 2D-сканера. В то время как надо срочно регистрироваться в "Честном знаке", приобретать положенное оборудование, не дожидаясь 2020 года, когда возникнет запрет на продажу немаркированной продукции. Проблемы возникают и с занесением данных в Универсальный платежный документ (УПД) – электронный аналог акта и счета-фактуры», – рассказывает руководитель филиала компании «Тензор» во Владивостоке Мария Мастер.

Заместитель генерального директора сервисного центра ООО «ПКП» Александр Деркачев замечает в работе торговых точек ряд нюансов. Так, спецоператор «СКБ Контур», который компания представляет в Приморье, уже сегодня обеспечивает бизнесу возможность работы в «Честном знаке». Пилотный проект она апробировала на себе еще в начале года. Но до сих пор клиенты, прошедшие регистрацию, в редких случаях продают маркированный табак. Отсюда следует вывод: продавцы распродают остатки со складов, а маркированные сигареты откладывают на дальние полки. Поскольку продажа немаркированного табака запрещена лишь с 1 июля 2020 года.

Представитель международной табачной компании во Владивостоке считает, что проблем с реализацией маркированных сигарет нет в первую очередь в крупных розничных сетях Приморья, особенно там, где есть алкоголь. Такие супермаркеты давно в ЕГАИС, системы у них настроены, онлайн-касса действует, надо было лишь приобрести 2D-сканеры. Так, в сети «Реми» заметили, что маркированные сигареты регулярно поступают в продажу. Но для оборудования рабочих мест там затратили значительные средства, особенно это касалось адаптации фискальных программ к передаче данных в «Честный знак».

«Спортмастер», ZENDEN, Adidas и Kari отмаркировали свою обувь еще летом в ходе пилотного проекта. В сети «Времена года» во Владивостоке маркированная обувь тоже приходит. Компания подключена к «Честному знаку» и рабочие места 2D-сканерами оснастила. Примерные затраты на установку и оборудование подобными девайсами составили 30 000 рублей – 5000 рублей на одну торговую точку. Конечно, не считая онлайн-касс, которые поставили ранее.

Лекарства, белье и шины

Самыми неподготовленными оказались салоны, продающие постельное и кухонное белье. Здесь о маркировке слышат впервые и указывают на различные штрих-коды, которыми и так обклеены коробки. Может быть, потому, что до 1 августа 2020 года им можно продавать остатки.

54 приморским аптекам, которые продают препараты от редких заболеваний, 2D-сканеры для считывания Data Matrix кодов передали на безвозмездной основе в рамках пилотного проекта. Обычные аптеки, которые будут работать с маркированными лекарствами только с 1 января 2020 года, с опаской ждут подключения к системе. Оприходовать каждую упаковку медикаментов придется вручную, это, разумеется, увеличит трудозатраты коллектива каждой конкретной аптеки. С большой проблемой столкнутся сельские аптечные пункты, где принято разбивать коробочки лекарств на несколько блистеров. При продаже сканировать придется всю коробку, а потом следить, чтобы оставшиеся блистеры были проданы.

Тем не менее сеть аптек «Доверие» во Владивостоке уже закупила соответствующее оборудование и адаптирует программное обеспечение к новым правилам. Там полагают, что затраты производителей лекарств на маркировку рано или поздно приведут к росту цен, которые и так сегодня высоки. Обвинят же в непомерной стоимости лекарств аптеки.

Генеральный директор компании «Гиперавто» Максим Меньшиков рассказал, что с декабря 2019 года по март 2020 года будет проходить адаптация к системе и распродажа остатков. Шины с маркировкой будут продавать с 1 апреля. В подобных компаниях ждут и окончательных разъяснений – каким образом будет маркироваться импортная продукция. Пока говорят о нескольких вариантах. Лазерный QR-код будет на шинах гравировать производитель или QR-коды и другие виды маркировки будут наносить крупные российские дистрибьюторы.

Но более всего участников волнует вопрос, как быстро необходимо наклеить QR-код после его формирования в ЦРПТ для конкретной шины. «В нашей практике не редки случаи, что шины, произведенные в странах Азии, попадают на Дальний Восток через Москву, предварительно приплыв на контейнеровозах из Финляндии. Говорят о двух месяцах. Когда только окружной путь до Москвы порой занимает три месяца, минимум 42 дня. Как быть, пока неясно», – говорит Максим Меньшиков.

Налоги, импортеры и таможня

За всеми законодательными нюансами от предпринимателей ускользают налоговые вопросы. Бизнес, который будет продавать маркированные товары, с 1 декабря 2019 года не имеет право использовать ЕНВД. А значит, до этого срока предприниматели должны посетить налоговую инспекцию и написать заявление о переходе на упрощенную систему с 1 января 2020 года. Иначе он будет переведен на общую систему налогообложения, а там уже совсем другие правила отчетности и ставки налогов.

Остаются вопросы у приморских импортеров. Пока они не могут понять, как смогут упросить китайских контрагентов наносить наши Data Matrix коды, например, на обувь. Европейские поставщики, в частности, из Франции, уже отказались работать с приморскими бизнесменами по маркировке, для них это – лишние проблемы.

Одновременно в Дальневосточном таможенном управлении пояснили, что наносить маркировку обувных товаров нужно до подачи таможенному органу декларации. В то же время допускают нанесение уникальных кодов на иностранную обувь на складе и в иных местах временного хранения.

Пока специалисты ищут объяснения, как работать с маркировкой в интернете, куда за советом отправляют и бизнесменов. В местных налоговых инспекциях о маркировке ничего сказать не могут. Как минимум следить за порядком станет Роспотребнадзор, который имеет такой опыт после чипирования шуб. На первых порах бизнес обещают не штрафовать, а обходиться рекомендациями. Приморские предприниматели считают подобную нагрузку лишним обременением, которое сведет на нет микробизнес.

Яна Мальцева

Источник