В Коми при назначении мер соцподдержки чаще применяли принцип адресности, а не критерий нуждаемости
Научно-исследовательский институт Минфина России изучил систему соцпомощи в Коми и рекомендовал внедрять критерий нуждаемости. При этом население в большинстве своем оказалось против учета доходов при предоставлении мер соцподдержки.
На заседании общественного совета при министерстве труда, занятости и социальной защиты Коми 30 июля начальник отдела социальных гарантий Богдана Третьякова рассказала, чем руководствовалось ведомство и правительство региона при изменении системы соцпомощи в республике.
Она напомнила, что в 2014 году российским регионам дали право устанавливать критерии адресности и нуждаемости при назначении мер соцподдержки, но при этом федеральные органы не объяснили, что под ними понимается и на какие категории они должны распространяться. Регионы стали экспериментировать, исходя из собственных представлений и возможностей бюджетов. Поэтому в разных субъектах страны действуют совершенно разные льготы и подходы к их назначению. В Коми принцип адресности начали использовать еще до того, как поступило указание из центра. И он стал основным при определении категорий получателей, принцип нуждаемости применялся не так часто.
Богдана Третьякова перечислила несколько мер соцподдержки, при оказании которых наиболее четко проявляется адресный подход.
Например, это компенсация затрат на проезд к месту проведения гемодиализа. Численность получателей небольшая — 70 человек. Но им приходится по три раза в неделю ездить в специальные учреждения. Компенсация распространяется не на весь транспорт, а только на пригородный и междугородний.
С 2012 предоставляется компенсационная выплата одиноким родителям по уходу за ребенком-инвалидом. Адресность заключается в том, что была определена именно эта узкая категория получателей. Сумма в месяц составляет 3 тыс. рублей. На федеральном уровне действует подобная мера соцподдержки, но на выплату могут рассчитывать все родители (а не только одинокие), но если они не работают. Размер выплаты составляет 10 тыс. рублей без учета северных и районных надбавок (в Воркуте сумма составляет примерно 18 тыс.).
С 2012 года компенсируют затраты на проезд и беременным женщинам. Но не всем, а только тем, кто живет в труднодоступных районах (определено пять муниципалитетов). По словам специалиста, тут можно было использовать принцип нуждаемости — компенсировать затраты малоимущим, но решили внедрить адресность в виде доступности медпомощи.
Аналогично сделали и для онкобольных — проживающим в труднодоступных местностях (Вуктыльский, Ижемский, Усть-Цилемский, Удорский и Троицко-Печорский районы) компенсируют расходы на проезд.
В отношении семей с детьми одни меры соцподдержки учитывают доходы семьи, другие — нет. Без учета доходов — это выплаты на ребенка-инвалида, проезд беременных и выплаты многодетным семьям.
В этом году решено выплачивать по 50 рублей на каждого члена многодетной семьи для покрытия затрат на оплату вывоза мусора.
Для многодетных семей предусмотрено и пособие на оплату проезда детей — 242 рубля ежемесячно (с 1 января 2020 года предлагают поднять до 500 рублей).
По словам Богданы Третьяковой, в 2017-2018 годы научно-исследовательский финансовый институт Минфина России обследовал всю систему соцпомощи в Коми. Эксперты изучали, какие категории получают меры соцподдержки, что это за льготы, сколько на это тратится денег.
В числе прочего они рекомендовали дифференцировать меры соцпомощи с учетом критерия нуждаемости.
— Они предложили больше помогать бедным семьям. Чтобы не всем поровну, а именно тем, где бедные. Если беременные — то только нуждающиеся. А у других отбирать что ли? — задалась вопросом Богдана Третьякова. — Это всего лишь предложение. Это не значит, что мы прислушаемся. Считаем, что острой необходимости в сужении категорий получателей пока нет.
Она добавила, что основное направление совершенствования — использование адресного подхода: расширять категории или помогать больше только некоторым. Например, выплаты на проезд получают и одинокие пенсионеры, и почетные граждане, и многодетные семьи, но увеличат размер только последней категории.
Специалисты также опрашивали различные группы, как они относятся к изменениям и реформам в системе соцпомощи. Большая часть населения высказалась против учета доходов при предоставлении мер соцподдержки.