В Чехов-центре сыграли комедию "Смешные деньги"

Возвращение к привычной жизни Чехов-центр отметил под фанфары. Ну как привычной? "Маскарад", руки пахнут дезраствором, шахматная рассадка в зале — под таким соусом подали первое блюдо из меню сезона 2020/2021. Полгода без театра обострили ощущение, что без него нет полной жизни — с ее радостями и горестями, сюрпризами и казусами, фиглярством и нежностью. И казалось, что взаимная радость от встречи переливалась через край в зрительном зале, и сыграй ребята вольное переложение телефонного справочника, мы бы смотрели с неменьшим энтузиазмом. Из принудительного анабиоза Чехов-центр вышел под крылом драматургии Рэя Куни, который, конечно, получше справочника и исправно несет миссию развлекателя всех времен и народов. На постановку комедии был приглашен режиссер Сергей Бобровский (Липецк).

Пьесы Куни, точно сыгравшего на тонких струнах человеческой души, которая мало поддается переменам, можно ставить везде и всегда. Его драматургия универсальна до бесполости и актуальна. Скажем, в нынешних условиях, когда вслед за вынужденным исходом зрителей оскудели бюджеты, сфера культуры понесла ощутимые финансовые потери, над деньгами остается только смеяться. В наших реалиях смешные деньги — когда муж приносит зарплату сравнимо с прожиточным минимумом. А тут клерк Генри Перкинс (Константин Вогачев) приносит домой 1750 тыс. фунтов стерлингов, случайно обменявшись чемоданчиком в метро. И последующие полтора часа сценического действа стремится в вожделенную заграницу (по опыту российских казнокрадов), дабы предаться отдыху, разврату и в целях личной безопасности. Но при наличии жены-пьянчужки (Ксения Кочуева), небогатой умом, но с длинным языком, да пары друзей, с которыми и врагов не надо, постановщик раскрутил сюжет практически на пустом месте в ритмах экстатического невроза, клоунады и цирка на конной тяге.

При желании можно порыться в нагромождениях коллективного бреда и вычленить какие-нибудь смыслы. Например, сколько ни говори о времени широких возможностей, социальных лифтах, но во многих случаях, чтобы жизнь удалась, люди уповают на его величество случай. При этом простодушно пренебрегают грядущими последствиями на свою голову ("я-то умненький, у меня получится") и удивляются, что они-таки возникают. Огромная панель, переливающаяся мириадами огней (художник Кирилл Пискунов), символизирует мегаполис, в джунглях которого миллионы маленьких перкинсов лелеют мечту о миллионах английских рублей. А если ввиду нежного возраста вы не застали 1980-е, вам помогут представить, как это было. Когда в ходу были черные "дипломаты", полосатый трикотаж дикой морковной расцветки, башни-"бабетты" и дисковые телефоны. И вне времени — страстные мечты об удаче посреди серых буден, чтоб у тебя все было и ничего за это не было.

Попутно можно умилиться, как скромный клерк Перкинс прет буром к заветной свободе, наворачивая километры лжи, откуда что берется, его бы энергию да в мирных целях. И с какой скоростью лучшая подруга жены (Ирина Звягинцева) заменяет жену ("я помогу тебе потратить деньги, мой мальчик"). Восхититься, с каким изяществом дефилирует по сцене полосатым матрацем Антон Ещиганов (Виктор Джонсон), который когда-то очень живо сыграл покойника в истинно смешном "№ 13" того же Куни. Оценить иронию, с каким продажный полицейский Дэвенпорт (Артур Левченко) методично доит Перкинса, покуда его молодой и нервный коллега Слейтон (Роман Мамонтов) рвется в морг — если что, он не маньяк, он просто добросовестный. Или додумать сюжет: брутальный таксист (Сергей Максимчук), к которым Куни явно неравнодушен, спасает для Перкинса заветный миллион, но в будущем вполне способен стать эффективным вымогателем…

Но, скорее, это благое намерение будет погребено в водовороте "золотой лихорадки", где действующие лица одинаково носятся как оглашенные, словно у них в штанах залежи крапивы, кроме разве жены именинника, которая как будто вместо виски тянула из бутылки тормозную жидкость. Путаются в показаниях, громоздят пирамиду нелепиц, когда каждое слово запускает новый виток вранья. В итоге много кроличьей беготни и утомительного хлопотания лицом, мозги всмятку, парики в стиле "Алло, Галочка? Ты сейчас умрешь! Якин бросил свою кикимору!", фальшиво натужные голоса, глазки в разные стороны, истошные вопли…

Агитировать ни "за", ни "против" нет оснований. В зале всегда будут зрители, которых до колик веселят намеки на нетрадиционную ориентацию, простой, как грабли, фокус с подменой чемоданов или сорванный с головы парик — ап, и жгучая блондинка оказывается брюнеткой, и полагающие, что Эрих Мария Ремарк — женщина (из разговоров в партере, — прим. авт.). Потому Рэй Куни жив и будет жить, радуя своего зрителя умилительной простотой замысла. "№ 13" был искренним любимцем публики, "Таксист" исправно служил двенадцать лет. И сегодня без него театр нежизнеспособен так же, как и без Чехова или Островского. Ибо "денег нет, но…" (и далее по тексту). Благо, что Чехов-центр дотошно печется о соблюдении баланса. Имея в преддверии сезона не просто козыри в рукаве, но тяжелую артиллерию (Шиллер, Чехов, Лермонтов, Шекспир, Макдонах), можно позволить себе брызги шампанского в лице Куни-комедии.

Праздничность момента усугубило совпадение — аккурат с премьерой режиссер Сергей Бобровский отметил день рождения. По этому случаю ему устроили овации и вручили полпуда книги — подарочное издание "Остров Сахалин". Ставить его у режиссера и в мыслях нет, но Чехов — один из его любимейших авторов (в том числе в портфолио постановка "Чайки" в Рязани, "Дуэли" в Липецке, "Вишневого сада" в Донецке), да и вообще в своей жизни Бобровский переставил массу классики высшей пробы. Но будучи открыт ко всем предложениям, с удовольствием взялся за Куни-комедию.

— К любому предложению отношусь как к возможности себя испытать. Я в эту сторону еще не ходил, для меня "Смешные деньги" — вызов, эксперимент, поиск новых выразительных средств. Конечно, это не драма, но между строк заложена идея: большие деньги — это большое испытание, которое меняет и героя, и его ближнее окружение. Для себя я не желал бы такого искушения, — сказал Сергей Бобровский.

Постановщик предусмотрел два состава участников — молодежный и средневозрастной. Во-первых, из гуманных соображений в отношении труппы — всем охота на сцену, во-вторых, будет интересно сравнить, чей драйв круче, в-третьих, двойной тягой "Смешными деньгами" можно окучить "больше и ширше" сахалинских просторов, благо что для гастролей потребуется немного реквизита — заветный "дипломат" да бутылка виски побольше. А на программку этой премьеры меж тем так и просится строчка "Спонсор спектакля — "Русское лото". Ибо разбогатеть на халяву с его помощью все же проще, чем получить наследство от заграничного дедушки. Еще более иллюзорен шанс найти чемодан чужих денег в метро. Метро, знаете ли, на Сахалине нет.

Источник