В Бурятии вспоминают ученого с мировым именем Эльберта Базарона
Тибетская медицина - пронизанная духом буддизма древняя традиция врачевания, отвергнутая в Советском Союзе в начале ХХ века как темное наследие прошлого, пережила во второй половине века небывалую пору своего расцвета. И в этом ее «втором рождении» большая заслуга выдающегося врача, ученого с мировым именем Эльберта Гомбожаповича Базарона.
Юность
Будущий академик родился 4 марта 1931 года в Москве. Детские и юношеские годы Эльберта Гомбожаповича прошли в забайкальском селе Чиндалей. Он знал с раннего детства, чем будет заниматься всю жизнь – лечить людей, так же как и его знаменитый земляк Петр Александрович Бадмаев. В 1949 году мечта Эльберта Гомбожаповича осуществилась: он стал студентом Иркутского мединститута. Днем усердно занимался, а ночью, чтобы прокормиться, разгружал на станции вагоны.
В 1953 году с 4-го курса был призван в ряды Советской армии и направлен для продолжения учебы на военно-медицинский факультет Саратовского мединститута, после окончания которого служил врачом в авиационных частях ЗабВО. Демобилизовался из армии в звании подполковника. Работал главным врачом Агинской окружной больницы, много оперировал, брался за самые тяжелые, безнадежные случаи… и спасал, вытягивал пациентов, а когда понимал, что перспектив нет, то старался до последней минуты, до последнего вздоха облегчить страдания.
Прорыв!
Каждый вылеченный больной давал импульс работать и творить дальше. Но в медицине не так много чудес, чтобы на них уповать. Надо постоянно совершенствовать знания, учиться и развиваться. В 1960 году Эльберт Гомбожапович едет в Москву, в онкологический институт им. П. А. Герцена, оканчивает ординатуру, затем – аспирантуру, успешно защищает кандидатскую диссертацию по теме «Гамартомы легких». Вернувшись в Бурятию, в 1966 году молодой ученый устраивается на работу в республиканский онкологический диспансер на должность заместителя главного врача. Ему присваивается квалификация хирурга-онколога высшей категории. Здесь он осваивает и внедряет новые прогрессивные методы хирургического лечения больных с новообразованиями и предпринимает первые попытки обращения к традиционному народному опыту профилактики и лечения больных с опухолями.
В 1968 году Эльберт Гомбожапович принимает судьбоносное решение о переходе в научную систему. В Бурятском филиале Сибирского отделения Академии наук СССР он возглавил новое научное направление по теме «Описание лечебных и фармакологических свойств лекарственных средств тибетской медицины».
- Решение это не было неожиданным, по крайней мере, для меня. Результаты лечения в диспансере меня не удовлетворяли. Я убедился, что скальпелем и лучами рак не излечить. В те годы я познакомился с методами лечения восточной медицины, заинтересовался ими и решил вплотную заняться их изучением, – рассказывал Эльберт Гомбожапович.
Здесь необходимо пояснить. В конце 1960-х годов в Бурятии начал активно возрождаться буддизм. В то время главой Центрального духовного управления буддистов СССР был Жамбал-Доржи Гомбоев, земляк и духовный наставник Эльберта Гомбожаповича. Вместе с ним в качестве личного врача и советника он совершил свои первые поездки в страны Юго-Восточной Азии: Малайзию, Таиланд, Шри-Ланку (Цейлон), Индию, а также в Японию, где познакомился с древними методами индо-тибетской медицины.
В мае 1968 года Эльберт Гомбожапович был командирован в Москву для получения согласований и одобрений научных центров. В некоторых «высоких» кабинетах ему прямо заявляли, что «не намерены в научном учреждении плодить лишних дармоедов». Дело сдвинулось с мертвой точки лишь после аудиенции у председателя Госкомитета по науке и технике при Совете Министров СССР академика В. А. Кириллина. Было выделено 6 единиц должностей научных сотрудников с бюджетным финансированием для открытия научной группы по проведению источниковедческой и другой научной работы в составе БФ СО АН СССР. Это была победа!
С ламами Иволгинского дацана
Изучение
Тибетская медицина захватила Эльберта Гомбожаповича целиком. Живой, энергичный, общительный, он с первых шагов делал все возможное, чтобы найти как можно больше единомышленников как среди отечественных и зарубежных ученых, так и среди чиновников.
В сжатые сроки осваивал тибетский язык, старо-монгольскую вертикальную письменность, что было очень непросто, но чрезвычайно необходимо.
Эльберт Гомбожапович много общался со старшим поколением лам, перенимал у них знания.
– В работе нашего отдела трудностей хватало. Тибетские лекарства очень сложны. Некоторые из них содержат более 70 компонентов различных растений и других веществ, – рассказывал исследователь.
Дид-хамбо Жимба и Э.Г. Базарон приветствуют Хамбо ламу Лаоса, Лаос, 1976 г.
В рукописном фонде БФ СО АН СССР Базарон Э.Г., Дагарнимаев А.Н., заведующий фондом Жигмытов Б., брат Далай-ламы Такцер Тубдэн Норбу, профессор американского университета, 1979г.
Конец 1970-х - 1980-е годы были чрезвычайно плодотворны для ученого. Он побывал в научных командировках во многих странах Юго-Восточной Азии, выступал с докладами, был инициатором и участником научных съездов, конференций и симпозиумов. В 1976 году вышла его книга «Лангтхабы и их корригирование», которая по рекомендации Далай-ламы позднее была издана на английском языке в Индии. Книга «Очерки тибетской медицины» (1984) дважды переиздавалась в Улан-Удэ, а в 1990 году вышла на польском языке. Далее последовали такие уникальные работы, как «Вайдурья-Онбо – трактат индо-тибетской медицины», «Рецептура тибетской медицины». Труды доктора Базарона были переведены на иностранные языки и изданы во Франции, Индии, Польше, Греции, Монако, Венгрии, Монголии.
Слева направо Э. Базарон, Б. Бадараев, П. Балданжапов, Л. Ямпилов
В 1990 году Эльберт Гомбожапович Базарон успешно защитил в Ленинграде докторскую диссертацию по теме: «Тибетская медицина – информационная база знаний для поиска новых методов лечения и лекарственных средств». Именно здесь, в северной столице, в Институте экспериментальной медицины АМН СССР, где еще в 30-е годы XX века была сделана первая попытка поставить изучение тибетской медицины на научные рельсы, смогли по достоинству оценить его нестандартную работу, выполненную на стыке нескольких научных дисциплин.
Коллектив БНЦ
Легенда при жизни
Эльберт Гомбожапович Базарон еще при жизни стал легендой. Профессор, знаток тибетской науки врачевания, автор 12 уникальных монографий и более 100 научных трудов, за выдающийся вклад в мировую науку он был награжден золотой медалью ВДНХ, золотой медалью Американского биографического общества, золотой звездой Кембриджского университета. Такого международного признания еще никто из бурятских ученых не удостаивался. За большой вклад в развитие науки ему были присвоены почетные звания «Заслуженный деятель науки Республики Бурятия», «Почетный гражданин Агинского Бурятского автономного округа».
Человек с искрометным юмором и блестящим умом, Эльберт Гомбожапович притягивал к себе людей, мог общаться на равных и с простыми тружениками, и с сильными мира сего. Среди его собеседников – премьер-министр Цейлона С. Бандаранаике, патриарх Алексий II, Его Святейшество Далай-лама XIV, принцесса Монако Мария-Антуанетта.
Будучи уже заслуженным и известным, Эльберт Гомбожапович никогда не требовал никаких привилегий для себя, до конца жизни прожил в обычной «хрущёвке». Лучшим средством передвижения для него был старенький велосипед «Урал», замена которому нашлась после знакомства в самолете с министром машиностроения. В разговоре о марках автомобилей Эльберт Гомбожапович признался, что у него и машины-то нет, есть только постоянно ломающийся велосипед. Впечатленный министр вскоре прислал ему новую марку «Урала». Кстати, машина у Эльберта Гомбожаповича все-таки появилась, уже в 1990-х, после получения гонорара за изданную в Польше книгу. Но ездить он на ней не захотел, подарил младшей дочери Дариме.
В последние годы Эльберт Гомбожапович тяжело болел, несколько раз оперировался. Он никогда не жаловался, несмотря на сильные боли, всегда шутил. Одна из его любимых фраз: «У всех великих людей фамилия оканчивается на «он»: Плутон, Ньютон, Наполеон… Базарон». Его не стало в 2002 году. Спустя год ушла из жизни супруга Надежда Дугаровна, врач акушер-гинеколог, много лет работавшая главным врачом республиканского роддома. Дело родителей продолжает старшая дочь Людмила Лубсанова, врач-терапевт, более 20 лет заведовала амбулаторией в поселке Энергетик. Младшая, Дарима, получила педагогическое образование, в последние годы жила в Москве. Ее дочь Ирина – врач-стоматолог.
Врачебная династия Базарон продолжается, продолжаются и дела, начатые талантливым ученым и наставником, навечно вписавшим свое имя в ряды выдающихся деятелей земли бурятской. Его работы до настоящего времени вызывают большой интерес во всем мире.
Оксана Касаткина, Центр общественного здоровья и медицинской профилактики им. В. Р. Бояновой, к.и.н.,
Дашидондок Батоев, Научное общество историков медицины Бурятии, к.и.н., заслуженный врач РФ, народный врач РБ.
Автор:
ученые наука медицина буддизм Бурятия Общество Азия Комментарии
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях
Читать далее