Тысячи жалоб и проб: в Дальневосточной транспортной прокуратуре рассказали о методах борьбы с угольной пылью в Приморье
Дальневосточная транспортная прокуратура сообщила о массовых нарушениях со стороны угольных портов в Приморском крае. Работы, которую проводят стивидорные компании по улучшению экологической обстановки, недостаточно для выполнения поручений президента и Минприроды. Тем не менее, надзорные органы отмечают снижение количества жалоб от населения.
С 2017 года прокуроры выявили сотни нарушений природоохранного законодательства в деятельности стивидорных компаний Приморского края. Первой «ласточкой» стала Находка, где как раз в начале 2017 года вспыхнули протесты по поводу открытой перевалке угля и наращивания ее объемов.
Как сообщил Дальневосточный транспортный прокурор Виталий Каплунов, деятельность в Находке осуществляет 12 компаний. Не все они за эти три года раскошелились на пылеподавляющее оборудование и меры по защите атмосферного воздуха и морской среды.
В 2017 году президент Владимир Путин поручил всем «угольным магнатам» в трехлетний срок перейти на закрытую перевалку угля. Проблема в том, что термин «закрытая перевалка» можно трактовать как угодно — его расшифровки нет ни в одном официальном документе. И не будет — Минтранс считает, что в этом нет необходимости, поскольку применяемых мер вполне достаточно для поддержания экологии на приличном уровне. Минприроды, глава которого Дмитрий Кобылкин требовал закрытой перевалки от стивидоров, тоже не уточняет, что же это такое и как должно выглядеть.
В 2018 году федеральные органы исполнительной власти и администрация Приморского края заключили соглашения со стивидорными компаниями, предусматривающие дополнительные меры защиты окружающей среды от угольной пыли. Стивидоры приобрели и применяют системы пылеподавления и орошения, снегогенераторы, защитные экраны и так далее. Всего на эти цели израсходовано почти 2,5 млрд рублей. 11 предприятий получили положительное заключении Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) на осуществляемую деятельность.
Как сообщают в транспортной прокуратуре, за погрузочно-разгрузочными операциями сейчас ведется ежедневный мониторинг — стоят видеокамеры, датчики замеров атмосферного воздуха каждые 10 минут анализируют его состояние. Эти данные используют для проведения внеплановых проверок.
В 2019 году было отобрано более 50 000 проб. В 2020 году - уже более 250 проб. В трех случаях в зонах влияния четырех компаний выявлены незначительные превышения предельно допустимой концентрации взвешенных веществ.
«Наряду с датчиками и камерами проверки стимулирует активная гражданская позиция, мы мониторим СМИ и социальные сети, – говорит заместитель Дальневосточного транспортного прокурора Роман Доценко. – Хотя проверка видеоролика, размещенного в интернете по ситуации в поселке Врангель, показала, что он был снят полтора года назад. Прокурор на месте не обнаружил ничего подобного тому, что было на кадрах. Но проверка проводится, пока о результатах ее говорить рано».
По Находке за три года было внесено более 60 представлений, в суд направлено 45 исковых заявлений. В отношении виновных должностных и юридических лиц возбуждено более 130 дел об административных правонарушениях. По материалам проверок транспортного прокурора расследуется два уголовных дела по факту загрязнения воздуха и морской среды в Находке.
Одно из этих дел — по загрязнению воздуха — в настоящее время приостановлено в связи с тем, что найти виновника не представляется возможным. Как сообщил начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте ДВТП Игорь Пахомов, в ходе расследования уголовного дела факты загрязнения воздуха подтвердились, но стивидорные компании в Находке расположены очень близко друг к другу, а уголь переваливают одинаковый. Так что установить источник загрязнения не получается. К тому же на период возбуждения дела не было даже методики выявления угольной пыли из общей концентрации взвешенных веществ, а превышение ПДК — это даже дорожная пыль. Многотомное дело собрали и приостановили.
Уголовное дело по загрязнению морской среды тоже возбуждено не в отношении, а по факту. Был проведен отбор проб донных отложений и морской воды. Загрязнена среда обитания морских животных и организмов в Находке. Пробы отбирали в зонах влияния стивидорных компаний в Находкинском городском округе. Расследование еще ведется, проводятся экспертизы.
5 декабря суд удовлетворил иск транспортной прокуратуры о приостановке деятельности в отношении ООО «Порт Восточные ворота – Приморский завод», но решение в законную силу так и не вступило, так как обжаловано в апелляции.
Запрета на строительство угольных портов открытого типа нет. В 2019 году в федеральное законодательство внесены изменения, устанавливающие конкретные технологии перевалки угля как в специализированных, так и в универсальных терминалах. Предусмотрено обязательное прохождение экологической экспертизы в целях оценки допустимости воздействия на окружающую среду. При несоответствии объектов документации организация может быть лишена лицензии на перевалку опасных грузов. При этом на законодательном уровне так и не были исключены из «угольного дела» универсальные площадки для перевалки грузов.
Деятельность АО «Торговый порт Посьет» также стоит на контроле транспортной прокуратуры. Уже в этом году были выявлены превышения ПДК в воздухе. Пока проверка не завершена, но нарушения уже зафиксированы. Компания и раньше была в поле зрения прокуратуры — то у них не было необходимых для ведения деятельности документов, то фиксировалось превышение воздействия на воздух, то отсутствие защиты водной среды. Но на данный момент о приостановке деятельности порта речи не ведется.
«Что касается приостановления деятельности — мы не имеем таких полномочий, нам нужно собирать доказательную базу и подавать в суд, – говорит Виталий Каплунов. – Практика по административным правонарушениям уже есть, она наработана. Для исковых заявлений по приостановке деятельности есть определенный набор условий, которые должны быть соблюдены в достаточной мере. Приостановка — это крайнее дело. Мы в суде должны доказать, почему приостанавливаем. Административные меры, как показывает практика, являются достаточными. Стивидоры принимают меры по улучшению экологической ситуации. Мы понимаем, что там работают люди, что они платят налоги. Но нужно реально выполнять природоохранные мероприятия, а не только говорить об этом».
С 2017 по 2019 год в Посьете было выявлено 70 нарушений, возбуждено 29 дел в отношении должностных и юридического лица. Кроме того, на исполнении находятся два решения суда. Видеокамеры там тоже есть, прокуроры их просматривают. Но говорят, что по этим камерам нельзя сразу увидеть нарушение законодательства. Нет документа, который бы указывал на то, что защитное оборудование должно работать 24 часа в сутки. Но надзорные органы оценивают методику эффективности всех приборов. В том же «Порт Восточные ворота – Приморский завод» четыре водяные пушки были установлены и работали, но против ветра, так что толку от них не было никакого.
В Шкотовском районе пылит ООО «Порт Вера», которое уже оштрафовали на полмиллиона рублей в начале месяца. Примечательно, что объект находится в стадии строительства, но уже введен в эксплуатацию и получил разрешение на перевалку. К компании тоже есть претензии по пылеподавлению, несоответствию фактической деятельности тем решениям, которые заложены в проектной документации, прошедшей экспертизу. По этим фактам возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении должностных и юридических лиц. По заверениям руководителя компании, в апреле должны ввести в эксплуатацию вагоноопрокидыватели, в июле - полкилометра ветрозащитных сооружений. Но этот терминал хотя бы расположен подальше от жилых поселений, в отличие от Находки и Посьета.
В свою очередь предприниматели тоже жалуются на избыток контроля — пишут жалобы на надзорные органы, которые бесконечными проверками мешают им вести предпринимательскую деятельность. Такие жалобы подкрепляются десятками подписей работников компаний.
Прокуроры отмечают положительную динамику. Если в 2017 году только в прокуратуру поступили более 13 500 жалоб на угольную пыль, то в 2020 году их не более 20. Тем не менее, в надзорных органах признают – проблема есть, она еще не решена, несмотря на все эффективные меры. Из 26 сивидорных компаний в Дальневосточном округе 17 находятся в Приморье. Максимальное внимание уделяется нашему краю, хотя проблемы есть и на Сахалине, в Магадане, на Чукотке, в Ванино.
На фоне всего этого в 2021 год транспортная прокуратура смотрит довольно оптимистично – поручение президента должно быть выполнено, а перевалка стать экологичной.