Тягачи на спусках, песок в общественном транспорте и дежурные подрядчики: как соседи на Сахалине и Камчатке переживают снегопады

Прошедшие в начале марта снегопады вновь создали проблемы для жителей Владивостока. Утром 5 марта горожане массово жаловались на спуски, на которых снег ночью превратился в лед. Чтобы понять, насколько хорошо или плохо справляются с уборкой снега городские службы, VL.ru узнал, как эта работа организована в самых снежных городах Дальнего Востока – в Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском.

Петропавловск-Камчатский: четыре полигона для 400 тысяч кубометров снега

Петропавловск-Камчатский не зря носит титул самого снежного города России – высота снежного покрова здесь колеблется от 35 сантиметров до 2 метров. Основная масса осадков выпадает в осенние и зимние месяцы. Норма осадков зимой – 109, 118 и 80 мм в декабре, январе и феврале соответственно. При средней температуре около 0 градусов бывает снег и в марте, и апреле (норма осадков – 84 и 90 мм). Для сравнения, норма осадков по Владивостоку зимой – 18, 14 и 15 мм, а максимальная высота снежного покрова – 40-50 см.

О том, как убирают снег в столице Камчатского края, VL.ru рассказал временно исполняющий полномочия главы Петропавловск-Камчатского городского округа Константин Брызгин.

— Как в вашем городе организована уборка снега?

— Расчистка начинается сразу с начала выпадения осадков. Первыми на магистрали выходят комбинированные машины, которые ведут посыпку дорог песко-соляной смесью. Сначала ведется расчистка магистральных дорог – для бесперебойного движения автобусов. Затем расчищаются проезды к школам, больницам, детским садам, другим социальным объектам, межкварталки. После этого подрядные организации начинают работу на придомовых территориях. Работа должна проводиться подрядчиками во взаимодействии с управляющими компаниями, чтобы жильцы домов заранее убрали личные автомобили и не мешали снегоуборочной технике. Расчистка города от снега ведется круглосуточно, но основные работы проводятся в ночное время, чтобы уже утром горожане могли без проблем поехать на работу, отвести детей в сады и школы.

С начала года с территории Петропавловск-Камчатского городского округа вывезено более 400 тысяч кубических метров снега. Если учесть, что в один грузовой КамАЗ можно загрузить 12 кубометров снега, то на такое количество бы потребовалось 33 тысячи машин.

— Рельеф местности в Петропавловске достаточно сложный. Как вы решаете вопрос с автобусными перевозками во время непогоды?

— Циклоны, как и в других дальневосточных городах, могут бушевать несколько дней. Но пассажирское сообщение у нас не останавливается даже во время сильной пурги и снегопадов. Во время недавнего сильного циклона мы с руководителями профильных управлений и предприятий дежурили до утра. Около двух часов ночи показалось, что ряд магистралей будут потеряны для движения автотранспорта. Но уже через пару часов мы наблюдали расчищенные дороги.

Тягачи на спусках, песок в общественном транспорте и дежурные подрядчики: как соседи на Сахалине и Камчатке переживают снегопады

Кроме того, есть требования и к водителям автобусов. Все перевозчики в зимний период должны обеспечить свои машины специальным набором, в который входят песок, трос, лопата. Их наличие жестко контролируется со стороны управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства города. Также во время сильных циклонов на самых сложных участках города организованы дежурства тягачей, которые в случае необходимости могут оказать помощь автобусу при подъеме. Но справедливости ради стоит отметить – ни в прошлом году, ни в этом их помощь ни разу не потребовалась.

— Вычищается ли снег с дорог до асфальта?

— Действительно, уже несколько лет магистральные дороги зимой у нас чистятся до твердого основания. И это при том, что каждый грейдерист в Петропавловске – на вес золота, эта профессия у нас – из разряда дефицитных. Как только грейдер вырабатывает топливо, машина идет на заправку, и грейдерист имеет возможность поесть, а затем вновь выезжает на дороги и трудится до достижения результата. В итоге всю зиму асфальт на магистралях в городе – без всякой наледи.

— Где складируется снег и вывозится ли за пределы города?

— На территории Петропавловска-Камчатского действуют четыре площадки для складирования снега. В настоящее время одна из них уже заполнена. В полную силу принимают снег полигон «Восточный-1» и полигон, расположенный на выезде из города. Также принято решение об открытии под приемку снега полигона «Восточный-2». Кстати, полигоны «Восточный-1» и «Восточный-2» являются самыми крупными объектами по приему снега на территории городского округа. Они в состоянии принять до миллиона кубометров снежной массы. Тем не менее для повышения эффективности расчистки и вывоза снега в ближайшее время планируется открыть еще одну, пятую по счету площадку.

Тягачи на спусках, песок в общественном транспорте и дежурные подрядчики: как соседи на Сахалине и Камчатке переживают снегопады

— Проводятся ли какие-то предварительные мероприятия перед снегопадом?

Вопросы взаимодействия всех служб и организаций, ответственных за зимнее содержание дорог, обсуждаются на заседании городского штаба по снегоочистке. Во время циклона и после него – в ходе снегоочистки – работу подрядных организаций проверяет «контрольная группа». Руководители подрядных организаций и члены штаба по снегоочистке – «контрольщики» объединены в группе в WhatsApp, что помогает оперативно взаимодействовать друг с другом.

Кроме того, мы считаем необходимой работу по информированию населения о приближающемся циклоне, о текущей ситуации на дорогах города, об организации пассажирского автотранспортного сообщения в период снегопада. Это помогает людям сориентироваться, не выезжать без острой необходимости. Нам активно помогают средства массовой информации, администраторы групп в социальных сетях, в мобильных приложениях, напоминая автовладельцам об осторожности на дорогах, о том, на каких площадках можно оставить свою машину для облегчения работы спецтехники, и о многих других вещах. Считаю, что именно объединенные усилия администрации города, подрядчиков, СМИ и самих горожан помогают нам всем справиться с последствиями непогоды в самом снежном городе России.

Южно-Сахалинск: пять подрядчиков на очистке дорог и до 250 единиц техники

В Южно-Сахалинске снега выпадает гораздо меньше, чем на Камчатке, но все равно значительно больше, чем во Владивостоке. Средняя месячная норма – 63, 49 и 37 мм (декабрь, январь, февраль), то есть в среднем в три раза выше, чем во Владивостоке. В марте во Владивостоке норма 27 мм, в Южно-Сахалинске – 49 мм. Высота снежного покрова – от 50 до 100 сантиметров (во Владивостоке максимум – до 50 сантиметров).

О том, как убирают снег в столице Сахалинской области, VL.ru рассказал заместитель директора департамента городского хозяйства Южно-Сахалинска Александр Швайка.

— Как в вашем городе организован процесс уборки снега?

— В начале зимы в Южно-Сахалинске разыгрываются несколько аукционов, по итогам которых между подрядчиками распределяются определенные участки улиц областного центра. Нынешней зимой в уборке снега на территории города задействованы пять подрядных организаций. Четыре из них – частные предприятия, пятый – муниципальное казенное предприятие «Завод им. М. А. Федотова». Все подрядчики содержат улично-дорожную сеть в нормативном состоянии как в хорошую погоду, так и в снегопады.

— Сколько единиц техники и людей задействованы в уборке после снегопада?

— Все зависит от количества выпавших осадков. Работа по уборке и вывозу снега с улиц Южно-Сахалинска организована в две смены. Наибольшее число техники – до 250 единиц (грейдеры, погрузчики и т. д.) – задействуют в ночное время, когда снижен поток автотранспорта. Днем улицы областного центра от снега убирают до 200 единиц различной спецтехники.

Что касается рабочей силы, которую также задействуют в работе по расчистке улиц города, то в ночь трудятся порядка 60 человек, в светлое время суток – 150-160. Рабочие собирают снег с тех участков, которые необходимо очищать вручную: ограждения, препятствия, опоры освещения и т. д.

Тягачи на спусках, песок в общественном транспорте и дежурные подрядчики: как соседи на Сахалине и Камчатке переживают снегопады

Снег с основных магистралей Южно-Сахалинска убирается в течение 12-24 часов после окончания снегопада.

— Когда техника и рабочие приступают к уборке: во время снегопада или с его окончанием?

— Работы ведутся постоянно. Конечно, их интенсивность во время снегопада снижена, так как основная задача в это время – поддержание проезда по дорогам, очистка тротуаров и остановочных карманов. Сама уборка, включающая в себя и вывоз снега, производится по окончании снегопада.

— Вычищается ли снег с дорог до асфальта?

— До асфальта в Южно-Сахалинска расчищаются дороги 1-й, 2-й и 3-й категорий. Помимо расчистки асфальта, подобная работа производится и на 80% тротуаров. Снег вывозится за пределы города и складируется на двух снежных полигонах, расположенных в северной и южной частях областного центра.

Тягачи на спусках, песок в общественном транспорте и дежурные подрядчики: как соседи на Сахалине и Камчатке переживают снегопады

— В какие сроки снег должен быть убран с дорог и тротуаров?

— По окончании снегопада в течение нормативного срока (нескольких часов) очищается дорожное полотно и формируются снежные валы, исходя из объема снега. Учитывая категорийность дорог, снежные массы вывозятся на полигон в течение 3-6 дней.

— Проводятся ли какие-то предварительные мероприятия перед снегопадом?

— Сюда входит обязательная обработка дорожного полотна. Галит (каменная соль) используется на дорогах 1-й категории (в центре города) для снижения количества пыли в весенний период. Дороги 2-й и 3-й категорий обрабатываются песко-соляной смесью. Процент соли, используемой в смеси, зависит от температуры окружающей среды. Если температуры низкие – 20%, при их повышении – 10%.

Местные жители подтвердили VL.ru, что работы по уборке городов от снега действительно начинаются еще во время осадков. По их словам, техника работает даже в спальных районах, а в метель дорожки в парках оперативно расчищаются по мере выпадения снега так, что по ним можно спокойно гулять. На фото – снегопад в Южно-Сахалинске 23 февраля.

Тягачи на спусках, песок в общественном транспорте и дежурные подрядчики: как соседи на Сахалине и Камчатке переживают снегопады

После большого снегопада в феврале, когда во Владивостоке выпала месячная норма, VL.ru предложил читателям проголосовать: что поможет решить проблему с уборкой снега во Владивостоке после редких, но обильных осадков. В голосовании приняли участие 1599 человек. Большинство из них – почти 40% готовы делегировать уборку снега подрядчикам: заключить договоры с частными уборщиками (владельцами техники) на приоритетное привлечение их к уборке города в случае обильных осадков и оплачивать их услуги из бюджета города только за убранный объем снега. Без малого 20% голосов ушло за другой вид делегирования – расширить зону ответственности УК, ТСЖ, торговых и сервисных предприятий, чтобы они убирали не только свою территорию, но и прилегающие подъезды, проезды, пешеходные зоны, а городскому предприятию остались только центральные и межквартальные дороги. Идея закупить больше снегоуборочной техники за счет бюджета и содержать ее на балансе муниципального предприятия оказалась лишь на третьем месте с результатом чуть больше 18%. Чуть меньше 17% поддержали идею приравнять центральные дороги города, как особо значимые, к краевым и передать на содержание отдельному предприятию с оплатой из краевого бюджета, а городской службе оставить только межквартальные дороги и пешеходные зоны. Голосование показало, что тратить бюджетные деньги на закупку большого количества снегоуборочной техники и потом весь год содержать ее, – малопривлекательный вариант для горожан.

Редакция VL.ru благодарит пресс-службы администраций Южно-Сахалинска и Петропавловск-Камчатского городского округа за помощь в подготовке материала.

Источник