Токарь, крановщица и водитель автобуса из Владивостока доказали, что «неженских» профессий не бывает
В XXI веке не принято разделять профессии на мужские и женские, но порой выбор некоторых представительниц прекрасного пола вызывает удивление. Героини нашего сюжета к 8 Марта – те, кто наравне с мужчинами освоил тяжелую, ответственную и грубую работу.
Токарь
Елена Опалюк работает токарем в Центре судоремонта «Дальзавод». В цех устроилась еще молодой ученицей. В сентябре этого года исполнится 41 год, как она трудится в окружении мужчин и железных станков.
«Мы в свое время с коллегами пришли сюда, будучи простыми девчонками из Политехнического института. Увидели красивую металлическую стружку повсюду, дружный коллектив – понравилось! Вот я и осталась работать», – рассказывает Елена.
На территории механо-монтажного цеха за Еленой закреплено три токарных станка: один универсальный и два с числовым программным управлением. Она умело изготавливает детали различного типа: болты, винты, гайки из стали и бронзы. Ее личный рекорд – 100 изделий различной сложности за рабочий день. По словам женщины, за четыре десятка лет работы она приобрела колоссальный опыт, а потому уверена: работу может осилить любая девушка. Как говорит Елена, мужчины не очень хотят работать на такой должности.
«Эта работа по мне. Я представляю и ощущаю деталь еще до начала изготовления. На числовом станке я ввожу нужные мне данные, и менее чем за минуту деталь будет готова. Мне очень нравится такая профессия, потому что любые инструменты или детали будут сделаны с душой. Вот вы купите в магазине болт, и вам он может не подойти, из-за чего придется его подгонять или менять. Здесь же мы делаем все в точности как надо. Я своего рода врач. Человеку понадобятся новые детали для ремонта – я ему их сделаю. Своим трудом я радую коллег, и душа поет», – говорит Елена Леонидовна.
Крановщица
В дружном и преимущественно мужском коллективе «Дальзавода» трудится Галина Нестерова. Общий стаж работы женщины на предприятии составляет 30 лет. 17 из них она управляет мостовым подъемным краном, который рассчитан на вес до 20 тонн.
Рабочее место Галины – люлька, где она ловкими движениями рук при помощи рычагов управляет многотонным устройством. В кабине порой приходится проводить несколько часов, поэтому в ее деле необходимы терпение и усидчивость.
В ее обязанности входит управление краном, включая подъем и перемещение тяжелых грузов, а также обеспечение монтажных, сборочных, погрузочных работ. Поднимать и перемещать приходится различные детали от судов, кораблей и подводных лодок ТОФ, в том числе винты и валы, системы погружения и всплытия, рулевые устройства, а также палубные механизмы.
По словам Галины, она чувствует себя важным звеном в производственной цепочке предприятия, а коллеги-мужчины и начальство удивляются ее умению и смелости в управлении краном.
«Моя профессия очень ответственная, так как нужно быть всегда внимательной и аккуратной. Работа на подъемном кране сравнима с ювелирной, ведь надо следить за тем, чтобы груз правильно зацепили, стропа соответствовала по грузоподъемности детали и никого внизу не придавило. Некоторые считают, что эта профессия не для женщин, но я хочу сказать, что на заводе нет неженских профессий. Мне очень нравится здесь работать из-за дружного коллектива и интересных заданий, а моменты, когда завод сдает заказчикам уже отремонтированные корабли и суда, меня трогают до глубины души, так как осознаю, какой большой объем работы был проделан, и знаю, что я к этому тоже имею отношение», – говорит Галина.
Следователь
Анна Бочарева осваивает профессию следователя в отделе полиции, о которой мечтала еще с детства. Девушка пришла в эту непростую сферу деятельности чуть менее года назад, но уже полностью погрузилась в расследования преступлений.
Ее первое образование – инженер по безопасности жизнедеятельности в техносфере. После университета она работала на гражданской должности в МЧС, но хотела пойти на государственную службу в полицию. Анна получила юридическое образование и устроилась следователем в отдел по расследованию преступлений, совершаемых на территории ОП № 4 УМВД по Владивостоку.
Девушка занимается расследованием различных преступлений, регулярно выезжая на места происшествий и проводя различные следственные действия: обыски, допросы подозреваемых, очные ставки и опознания.
«Я знала, что работа будет сложной, а день ненормированным, но была к этому готова, так как знала, куда иду трудиться, и поэтому сложности не испугали. У нас очень хороший, сплоченный коллектив, дружеская атмосфера и грамотные специалисты», – говорит Анна.
Младший лейтенант юстиции только начала свою карьеру на государственной службе в офицерской должности, поэтому хочет набраться больше опыта и отточить навыки работы следователя.
«Внимание, трудолюбие и сосредоточенность – вот залог успеха следователя. Несмотря на все сложности, у нас интересная профессия и разнообразная работа, а мои родители очень гордятся, что я работаю на благо общества в полиции», – отмечает Анна.
Кузнец
Ольга Локтионова по специальности искусствовед и работает старшим преподавателем ДВФУ, но это не мешает ей создавать своими руками ювелирные украшения и оружие различных исторических эпох. В ее нежных руках грубые куски металла приобретают изящную форму.
Ольга работает кузнецом всего пару месяцев, но уже успела сделать несколько сережек, женских украшений и выковать топор. В мастерской она проводит три-четыре дня в неделю, обрабатывая железо и бронзу. Технологию ковки Ольга изучала, читая литературу о кузнечном деле, а товарищи из клуба реконструкторов «Гарнизон» помогали ей советами. Теперь она ловко управляется молотом, стоя у наковальни, работает на гриндере, умело изготавливает рукояти для ножей из дерева или кости.
Сейчас Ольга увлечена созданием своего первого 35-сантиметрового ножа в скандинавском стиле эпохи X-XI веков. Из куска рессорной стали женщина сперва изготовила пластину. Ее начинающий кузнец разогревает в горне, пока металл не раскалится и не станет пластичным. Кузнечными щипцами она аккуратно извлекает заготовку из печи и кладет под ковочный пневмомолот. Под тяжелыми ударами раскаленный материал спрессовывается, а кусок изделия приобретает базовую форму. После кузнец отбивает металл молотом на наковальне. Ольга говорит, что больше всего ее привлекает как раз классическая ковка. Когда изделие уже приобретает нужную форму, его ждет зачистка на гриндере, чтобы будущий нож блестел и не имел следов ковки. Перед заточкой также будет сделана рукоять из рога.
«Мне нравится создавать из грубого куска металла нежные и изящные изделия. Это интересно. Я также умею работать с серебром, а для украшения кованых изделий могу использовать рог оленя и иглы дикобраза. Технология обработки материала у кузнецов, конечно, намного грубее, чем работа с ювелирными изделиями. Единственное, что важно для женщин в этом деле – физическая сила. Но и это не проблема, потому что все со временем нарабатывается», – рассказывает Ольга.
Слесарь механосборочных работ
Вера Миронова – слесарь механосборочных работ на заводе ООО «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус», где производят бензиновые четырехцилиндровые двигатели Mazda SkyActiv-G. На предприятии девушка трудится 11 месяцев. Она отвечает за финальную проверку собранных автомобильных двигателей перед их отгрузкой и подготовкой к передаче в Японию для нужд Mazda Motor Corporation.
Может показаться, что задачи Веры не особо сложны: ей необходимо осмотреть готовый двигатель и убедиться в отсутствии посторонних предметов, повреждений, загрязнений. Однако на ее плечах лежит большая ответственность, ведь проверка качества является финальным звеном производственного процесса.
«В мои задачи входит инспекция двигателей после прохождения ими горячих тестов. Я отвечаю за то, чтобы продукция на выходе соответствовала стандартам качества Mazda. Мне нравится эта работа, потому что она удовлетворяет мои интересы. Думаю, что работу с двигателями нельзя назвать неженской, так как, если девушка чувствует, что это ей по силам – то она сможет все», – улыбается Вера.
Водитель маршрутки
У Оксаны Кочергиной три дочки и три лошади. Она работает водителем муниципального автобуса № 96 (Луговая – Тухачевского). Женщина скромно рассказывает о своей профессии, подчеркивая, что уже даже не помнит, как в точности указана ее должность в трудовой книжке. Она водит автобус 12-й год. Начинала еще на маршрутах № 85 и 16-Б, до этого управляла самосвалами-пятитонниками в МУПВ «Дороги Владивостока».
Оксана с улыбкой вспоминает свои первые годы за рулем и то, как любовь к управлению машиной привили ей отец с дедушкой. Она уверена, что женщине по силам освоить профессию шофера, но рекомендовать ее не станет – из-за регулярных ранних выездов и позднего возвращения домой.
«Я постоянно ощущаю поддержку своего руководства, и это облегчает рабочий процесс. На моем маршруте есть обед по расписанию – два часа. Это в нашей профессии редкость, и спасает в некотором роде, дает возможность отдохнуть в середине рабочего дня. Я очень ценю своих постоянных пассажиров, ведь они дважды уже отстаивали маршрут. Один раз, когда его закрыли пару лет назад, пассажиры обращались в администрацию и депутатам, после чего направление удалось отстоять. Маршрут вернули через два месяца, немного изменив схему движения и график. Второй раз был совсем недавно, когда были предложения по новой маршрутной сети. Мой тоже попал под раздачу, и люди собрали подписи, написали обращение властям. Им в итоге ответили, что маршрут не закроют», – говорит Оксана.
Больше всего ее беспокоит отсутствие культуры вождения у владивостокских водителей. Она искренне надеется, что когда-нибудь ситуация изменится и люди на дорогах не будут думать только о себе.