"Темные начала": экспериментальная теология и бесконечные миры
С первой экранизацией трилогии "Темные начала" современному английскому писателю Филипу Пулману не повезло. Точнее, это была адаптация вступительной книги, и дальше история не пошла. Не спасли ситуацию ни звездный актерский состав (Николь Кидман, Дэниэл Крейг), ни достойные визуальные эффекты. Нет, фильм не был плох, но он стал приключенческим фэнтези для семейного просмотра, упростив идеи оригинала. В то время, как романы Пулмана, хоть и являются формально детской литературой, поднимают глубокие, серьезные вопросы, в том числе связанные с религией и политикой, за что автора не раз критиковали.
Второй сезон продолжает изучать проблемы сложных семейных отношений и не только уже в несколько ином антураже. Мир Лиры (Дафни Кин) сменяется привычной нам Землей (привет, настоящий Оксфорд) и еще одним пространством, в котором только дети не потеряли разум. На фоне столкновения нескольких мировоззрений происходят порой забавные вещи — такие, как недоумение от понятия Пыль или непонимание, зачем люди пялятся в карманный прямоугольник с экраном. И как развитие одной из идей — еще больше вопросов о науке и религии. В действиях фантастического Магистериума легко угадывается историческая христианская борьба с ересями, а в экспериментальной теологии — физика, темные материи и элементарные частицы.
Мир второго сезона так же красив, как и мир первого, но разительно от него отличается. Холодное пространство с тартарами, цыганами и бронированными медведями уступает место средиземноморскому городу с древними строениями и призраками. Последние, духовно напоминающие дементоров из цикла книг о Гарри Поттере, — не единственные новые бесформенные герои истории. Зрителю предстоит познакомиться с ангелами и еще больше узнать о подготовке грандиозной войны лорда Азриэла (Джеймс МакЭвой) против Властителя. Фокус на основных персонажах тоже сместился. Уилл Парри (Амир Уилсон) наряду с хранительницей алетиометра становится полноценным вторым главным действующим лицом повествования. Миссис Колтер (Рут Уилсон) в первой половине сезона уделяют меньше экранного времени, но лишь для того, чтобы ближе к финалу выдать самые сильные кадры с ее участием. Интересное развитие получила ветка Ли Скорсби (Лин-Мануэль Миранда) — воздухоплаватель-наемник, что мечтал лишь заработать на тихую жизнь на пенсии, предстает перед нами смелым человеком, который никогда не бросит друзей в беде.
Магистериум же с его новым руководителем — отцом Макфейлом (Уилл Кин) — и солдатами все больше становится похожим на Третий рейх. Идеи неоднозначности морали никуда не делись, но все-таки в общих понятиях разделение на "зло" и "добро" присутствует. Ознаменование грандиозной битвы проходит под свист пуль, холодное дыхание призраков и капли яда в бутылке вина. Последние две серии превращаются в "Игру престолов" — разве что без излишней внешней кровавости. Но вопрос о том, детское ли это фэнтези для взрослых или взрослая сказка для детей, остается открытым.
И в заключение вернемся к литературным началам. Это не тот случай, где нужно выбрать, что лучше — фильм или книга. В данном случае и то, и другое отлично дополняют друг друга, помогая лучше понять происходящее, при том, что у сериала за счет длинного хронометража и качественно проделанной работы получается детально раскрывать сюжет, не отбрасывая нужные винтики из механизма, который без них работать не будет. Ну а потенциал у экранизации большой — нас как минимум ждет адаптация "Янтарного телескопа", но и на этом приключения Лиры не заканчиваются. Новые романы Пулмана из цикла "Книга Пыли" представляют события как предшествующие трилогии "Темные начала", так и происходящие через несколько лет после нее. Так что при удачном третьем сезоне, который завершит основную арку, вполне можно ожидать продолжение истории. 8/10