Таксистов-нелегалов выявили в Южно-Сахалинске
Обычная ситуация — водитель устраивается в фирму такси, некоторое время работает там, а потом руководство этой фирмы предлагает ему изменить условия сотрудничества. Он увольняется, оформляется как самозанятый, продолжает работать таксистом на своей машине или на машине компании, получая заказы от ее диспетчеров и отрабатывая их. Руководство фирмы довольно — у них есть сотрудник, но платить налоги за него не надо. Таксист тоже вроде бы рад и не бедствует, только один нюанс — он может работать честно и хорошо, не нарушать правила, но является при этом нелегалом. Иногда даже не подозревая об этом, потому что прежний работодатель не разъяснил ему этот момент. А поскольку значительная, если не большая часть таксистов в Южно-Сахалинске — это приезжие из ближнего зарубежья, далеко не всегда разбирающиеся в тонкостях российского законодательства, они действительно могут быть искренне уверены, что работают на законных основаниях, ведь как самозанятые они платят налоги.
Именно это доказывал сегодня водитель такси, остановленный сотрудниками ГИБДД на площади Победы в областном центре. Здесь прошел рейд, посвященный выявлению нарушений в сфере пассажирских перевозок. В нем, кроме дорожных инспекторов, приняли участие представители мэрии и минтранса.
— Человек, зарегистрировавшись на сайте налоговой инспекции, то есть признав себя самозанятым, платит налоги, — говорит замдиректора департамента экономического развития администрации Южно-Сахалинска Ирина Вовк. — Но поскольку перевозка легковым видом транспорта в виде такси — это лицензируемый вид деятельности, у него должна быть еще лицензия от органа исполнительной власти области на осуществление этого вида деятельности. А лицензии у него нет. Он считает, что может работать. Вроде как налоги платит, но сам вид деятельности он осуществлять не может. Фирма такси для него — только агрегатор, от которого он получает заказы.
Другой водитель такси, остановленный сотрудникам ГИБДД, тоже убежден, что ни в чем не виноват. Он показывает документы, подтверждающие, что он купил машину, причем вместе с разрешением на перевозку пассажиров легковым такси. Но продажа разрешения законом не предусмотрена.
История тут такая — какой-то предприниматель получает разрешение, и не одно, потом находит водителей, дает им эти разрешения и те отправляются таксовать. Часть заработка они отдают ИП. Однако разрешение, которое есть у них на руках, не дает им права заниматься этой деятельностью. Водителем данного ИП каждый из них может быть, но перевозить других людей — нет. Для этого им самим нужно стать ИП.
— Предприниматель ничего не делает: путевой лист не оформляет, договор с медицинским учреждением не заключает, договор с механиком, образно, не заключает. То есть автомобиль выходит на линию, водитель непонятно в каком состоянии, автомобиль непонятно в каком состоянии тоже — и перевозят наших граждан, — рассказывает референт областного министерства транспорта и дорожного хозяйства Виталий Башлий.
На сайте минтранса размещен реестр выданных разрешений, там можно посмотреть, на какую машину выдавалось разрешение, а на какую нет. Но кто из пассажиров будет заниматься этим, особенно если пользоваться такси приходится регулярно? Зачастую пассажир никак не может проверить, легально его везут или нет, он просто доверяет фирме, ведь он обратился в нее. А человек, который доставляет его по нужному адресу, при этом может работать нелегально, и если в пути случится что-то серьезное, предъявить претензии потом будет некому.
Виталий Башлий говорит, что это очень распространенная практика. Нужен закон, который упорядочил бы эту деятельность, но он с 2019 года находится в статусе законодательной инициативы и все никак не разработается.
У водителя-такси обязательно должны быть разрешение на перевозку пассажиров, путевой лист и лицензия. При отсутствии одного из документов в отношении водителя составляется материал и он может получить штраф до 5 тысяч рублей. Если есть шашечки, их конфискуют. Многие из тех, что затормозили сегодня по взмаху жезла, показали все нужные документы. Нарушителей оказалось четверо.
Цель рейда — обратить внимание на легализацию трудовых отношений граждан иностранных государств, которые получают упрощенный режим регистрации на территории РФ, обращает внимание Ирина Вовк.
— Проблема эта, на самом деле, очень большая, потому что гражданам Киргизии, имеющим упрощенный режим регистрации, достаточно представить трудовой договор в миграционную службу — и они считаются полноправными гражданами, такими же, как и все мы с вами, — говорит сотрудница мэрии. — Только фактически получается, когда возникает вопрос уплаты налогов, эти люди налоги не платят, потому что отработав один день, они увольняются от этих предпринимателей или из организаций, которые дали им трудовые договоры, и фактически работают на себя. Налогов в казну города от них не поступает, хотя они сами и их семьи, дети точно так же, как и мы, пользуются всеми услугами и благами: медициной, образованием. А дороги мы ремонтируем за свой счет. Все эти вопросы рассматриваются у нас на заседаниях совета экономической безопасности. К нам в том числе обращались и сами граждане Киргизии, что их обманывают, им не выплачивают зарплату.
С февраля такие рейды проводятся дважды в месяц. Их решили делать чаще, плюс в ежедневной работе сотрудники ГИБДД всегда обращают внимание на такси.