"Страна Лавкрафта": волшебные мрачные миры и борьба за права черных
Даже люди, далекие от любви к чтению, наверняка слышали о Говарде Лавкрафте и примерно представляют миры его произведений или по крайней мере знают о Ктулху и некрономиконе. Лавкрафтовские ужасы оказали влияние не только на творчество других писателей, но и пустили корни в кино и видеоигры, чьи авторы напрямую или косвенно заимствуют узнаваемые образы существ из сновидений. При этом с экранизациями, не сказать, чтобы везло. Несмотря на видимую сложность (и техническую, и смысловую), попыток смелые кинематографисты не оставляют. В этом году Миша Грин представила сериал, снятый по одноименному роману Мэтта Раффа, который изучает тему расизма посредством переосмысления сюжетов Лавкрафта.
Первое, что может отпугнуть потенциального зрителя, — закономерный вопрос "Где темнокожие и их права и где Лавкрафт?" Здесь стоит понимать, что это очевидная фантазия на тему, которая ставит определенную цель, а вовсе не является четким следованием канонам. К просмотру нужно подойти с терпением — в ритм входишь только с серии третьей. А все потому, что с оглядкой на самого писателя, любившего эксперименты со стилем, на нас почти сразу выливают целый коктейль из жанров. Мюзикл, социальная драма, фантастика, фэнтези, детектив, боевик, приключенческий фильм в духе Индианы Джонса, эротика и, конечно, ужасы — тут сразу все разновидности, это и хижина в лесу с монстрами снаружи, и дом с привидениями, и мясной трэш, и чего еще только нет.
Сначала это приводит в восторг, потом дезориентирует, но вскоре понимаешь, что структура достаточно проста — каждая серия более-менее выводится в отдельный сюжет. Получается такая антология с основной линией, ведущей героев через дополнительные квесты к общей разгадке. Конструкция на первых порах даже немного похожа на компьютерную игру — собираем информацию, загружаемся в автомобиль, отправляемся в путь навстречу приключениям. Однако одним этим все не ограничивается — авторы в порыве не дать заскучать зрителю, иногда, кажется, даже переусердствуют.
Главный герой — Аттикус Фримен (Джонатан Мэйджорс) — предстает перед нами во всем очаровании расовой идентичности. От имени (отсылающего нас к роману Харпер Ли "Убить пересмешника") и фамилии (свободный человек) до внешнего вида, далекого от голливудского эталона. Никуда не вписывающийся и по большому счету ничего из себя не представляющий, с багажом из плохих отношений с отцом, которые самого его сделали неприятным человеком, он отправляется прямиком на фронт в Корею (действие происходит в 50-е). В серии "Встреть меня в Тэгу" мы увидим честный взгляд на героя через неприглядную сторону войны (хотя других здесь и не бывает) — исполнительного, жестокого и при этом потерянного. От мира он скрывается в книгах — и здесь все обходится не только Лавкрафтом. Книги преследуют зрителя в качестве одного из главных атрибутов экранного действия — то мы видим "Дракулу" Брэма Стокера, то падает на пол "Хижина дяди Тома", то Аттикус роется в библиотеке, то обсуждает с Джи-Ах (Джеми Чон) "Графа Монте Кристо", которого "тоже написал черный".
Яркими составляющими становятся саундтрек, что пытается быть максимально разнообразным, и общее музыкальное настроение. Удивительно, но 50-е отлично сочетаются с рэпом или с хитами 80-х — по крайней мере, в данных декорациях. Или с Мэрилином Мэнсоном с его свежими треками. Не обходится и без киноклассики — все в том же корейском эпизоде медсестра-демон фанатеет от мюзиклов с Джуди Гарленд. Музыкальными предстают перед нами и главная спутница Аттикуса Летиша (Джерни Смолетт) вместе с сестрой Руби (Вунми Мосаку).
И как бы ни хотелось предаться эскапизму и просто получать удовольствие от визуальной части с чудищами и путешествиями к другим мирам, нам никак не дадут забыть, о чем на самом деле этот сериал. Проблема расового притеснения здесь подана максимально доходчиво — до такой степени, что почти все белые на экране показываются сплошь негодяями. С образами американских полицейских 50-х годов получилось так — собираем клише, выставляем гротеск на максимум и выходит не то, что хотели сказать. Есть, правда, и сильные моменты — например, кульминация эпизода, отправляющего нас в 1921-й. Прошлись и по другим темам, остро стоящим на социокультурной повестке. С женской линией вышло более удачно. Серия, посвященная тете Тика Ипполите (Онжаню Эллис), не только анализирует историческую борьбу женщины за право самоопределения, но и погружает нас в по-настоящему волшебное путешествие. Эпизод с ее дочерью Дианой (Джада Харрис) превращается в жуткий театр (кстати, имена мамы и дочки — это, видимо, такой оммаж DC с Чудо-женщиной). Кристина (Эбби Ли) — могущественная и умная, имеющая свой взгляд на мироздание и стремящаяся к еще большему величию и бессмертию, сочетает в себе при этом детскую непосредственность и желание что-то чувствовать, даже путем страданий и временной смерти. Ну а сюжет с перевоплощением Руби разворачивает полотно боди-хоррора во всех красках.
"Страна Лавкрафта" пока не продлена на второй сезон, и сложно сказать, будет ли это сделано. Уж очень специфическим получился сериал. Но эксперименты — это почти всегда хорошо. И если правильно настроиться, то можно получить немалое удовольствие от просмотра. 7/10