Сахалинской квилт-студии "Лоскутный остров" исполнилось пять лет

Как принято в творческой среде, юбиляры сами делают подарки сахалинцам. Об экспозиции, развернутой студийцами по случаю первой круглой даты в выставочном зале Союза художников на Вокзальной, 5, можно сказать — немал золотник и дорог.

Лоскутное шитье, на западный манер именуемый квилтом, на Сахалине приобрело статус высокого мастерства. Представьте: при всей популярности рукодельной техники что тогда, что сейчас "Лоскутный остров" остается единственным общественным объединением в таком жанре на весь Дальний Восток. Сложность избранного направления, видимо, тому причиной, а скорее всего, как и в любом деле, не нашлось заводилы, который смог бы силой своего неустанного горения сплотить единомышленников. А Сахалину повезло: Ольга Андреева создала и все пять лет ведет своих студийцев по ступеням совершенствования. Квилт стал тем волшебным ключиком, что разбудил в женщинах дремлющие художественные резервы. Около 30 островитянок сегодня принимают участие в проектах студии. Каждая из них — яркая индивидуальность, а их работы — штучная продукция, что преумножает красоту в мире, интерес к сокровищам русского народного декоративно-прикладного творчества, в котором женщины славились "рукастостью" и знали миллион способов преобразовать повседневность.

Текстильные мозаики участниц "Лоскутного острова" очень пришлись к "лицу" выставочному залу весенне-летней светоносной фактурой. Ведь квилт — плоть от плоти народного искусства (русского и европейского), в котором превалируют позитивные моменты, как правило, там нет места депрессии, чем и берет за душу.

— Хочется подольше постоять у этих работ, погреться, как в лучах солнца — от них исходит тепло, — отметила директор департамента культуры Южно-Сахалинска Ирина Герасимова.

В 2016 году Ольга Андреева собрала вместе сахалинских рукодельниц, которым захотелось освоить хитрую и прекрасную геометрию квилта. И главным достижением она считает создание дружного коллектива, способного оценить и реализовать самые неординарные идеи, которыми руководитель не устает фонтанировать. Оглядываясь назад, Ольга Андреева сказала:

— Эти пять лет пролетели мгновенно. Когда мы только начали, к нам приходили женщины со словами: мы ничего не умеем. А мы их научили. И теперь вы видите результаты их работы, которыми можно украсить свою жизнь, свой дом — постелить на стол, повесить на стену, положить младенца…

Сегодня в Южно-Сахалинске существует культурное пространство, куда можно прийти и начать с азов. В стенах студии мастерицы создают грандиозные панно, одеяла, одежду, что и было представлено на выставке. Движение вперед идет системно, в рамках грантовых проектов, получивших поддержку правительства области и компании "Сахалин Энерджи". Участники первого проекта — "Я шью мечту сама себе из голубой небесной дали" — начали с создания панно, дальше шили костюмы (проекты "Я шью мечту…", "Подари мечту"), затем ввели русские фольклорные мотивы ("Ой, на прялке я пряла"). И наконец поделились "Теплом моей души", создав коллекцию шикарных стеганых одеял в подарок детям с ограниченными возможностями.

Каждый проект означает постижение нового пласта исконной народной культуры, прежде чем переложить фантазийный замысел на ткань. Например, для проекта по прялкам участницы тщательно изучали традиции промысла, и по их панно можно знакомиться с особенностями резьбы и росписи прялок в разных губерниях России.

Студия охватывает мастеровитых жительниц юга острова, а за пределами областного центра агитацию в пользу квилта ведут мастер-классы и выставки (например, панно проекта "Прялки" сейчас радуют глаз жителей Корсакова). Но сахалинский квилт уже заявил о себе в более широком масштабе — в такой древней колыбели ремесел, как Суздаль, — на международном конкурсе "Душа России", в проекте "Конек-Горбунок. Лоскутная сказка" (Тюмень), на Всероссийском фестивале "Лоскутная мозаика России" (Иваново).

Квилт дает абсолютную свободу творческого самовыражения. Кому-то нравится больше шить, кому-то рисовать. Освоив базовые принципы, каждый идет своей дорогой, ни одна работа не повторяется. Например, Наталья Маслакова, многие годы учившая основам рисования учеников южно-сахалинской "художки", сегодня "пишет" милые лоскутные картинки. Ее пейзажные зарисовки созданы из разноцветных полосок… старых джинсов и мужских рубашек.

В лоскутное разноцветье органично вписались русские куклы Яны Русских. Для этого надо владеть многими уменьями: шить, вязать, вышивать, делать головные уборы и обувь, аксессуары. Оттолкнувшись от традиционных технологий создания кукол (на мочале, мешочке гречневой крупы, щепе), мастерица создала уникальное авторское собрание образов и характеров, с которыми невозможно расстаться. Они ведь уже свои люди, родственные души — и дед с бабой с задранными в небеса носиками ("Счастливая старость"), и франт с цветком за ухом, с вышитым личиком, и кукла-талисман на деторождение, и ангелы из кружев, сплетенных полвека назад свекровью Яны. При всей разности они равно вызывают улыбку — отраженный свет души своей создательницы.

В этом году в сферу внимания "Лоскутного острова" вошла культура коренных малочисленных народов Сахалина. Итогом шестого проекта — "Связь традиций и времен" — станет создание коллекции одежды с элементами орнаментов нивхов, уильта. Уже на теоретическом этапе эта тема захватила участниц своим богатством и разнообразием, укрепила стремление через квилт ввести этнические мотивы в современную сахалинскую моду.

Источник