Сахалинские зрители попросили передать мексиканским эскортницам, что они прекрасны
"Я хочу взять вас за руку и провести в клуб "Синяя борода", — обратилась к сахалинским зрителям, собравшимся в кинотеатре "Октябрь", испанка Лаура Эрреро Гарвин, режиссер и оператор-постановщик документального фильма "Мамочка", который показали на кинофестивале "Край света — 2020".
В двух словах до сеанса и подробно после автор картины рассказала о том, почему решила снять именно такое кино, потратив на него целых восемь лет своей жизни: три на то, чтобы наладить контакт с женщинами-эскортницами из мексиканского ночного клуба, войти к ним в доверие, получить согласие на съемки, и еще пять — на сам съемочный процесс. Фильм делался с надеждой, что он поможет изменить отношение к женщинам, которые вынуждены зарабатывать на образование и лечение детей, танцуя и выпивая ночи напролет с мужчинами за деньги. "Мамочка" (18+) — спокойная, вдумчивая, психологичная манифестация мысли: женщины из "Синей бороды" не делают ничего такого, за что их можно было бы порицать. Однако в Мексике это постыдная профессия, и они вынуждены скрывать, чем занимаются. Присцилла, Мишель, Венди, Ирланда, Люси, Шэрон, Мириам — каждая из них, переступая порог ночного заведения, забывает свое настоящее имя, а утром, покидая клуб, старается стереть, как чрезмерный макияж, воспоминания о ночи. Хотя здесь даже стараться не нужно, они сами тускнеют перед ежедневными заботами: нехватка денег, чтобы заплатить за квартиру, сын после операции на химиотерапии, оплата за учебу детей…
Обо всех своих трудностях героини, в большинстве своем одинокие, рассказывают друг другу и Мамочке — смотрительнице дамской уборной, где каждый вечер происходит перевоплощение в роковых красоток, а каждое утро — развоплощение в уставших от рутины и неблагополучия женщин. Мамочка, или Мами, как ее ласково называют девочки, больше сорока лет была на их месте. Теперь она почтенная донья, утратившая красоту и здоровье, но сохранившая привычку преподносить себя, краситься, улыбаться с пониманием и хитрецой. Она отматывает туалетную бумагу, собирает с женщин чаевые за гардероб, расспрашивает о делах, дает советы, сочувствует, засыпает на рабочем месте, воскуривает благовония и молится, чтобы у всех все было хорошо. На экране, как в жизни, все идет своим чередом. Фильм вряд ли понравится любителям традиционной композиции "завязка — развитие действия — кульминация — развязка", его скорее распробуют те, кому по душе погружение в чью-то реальную, нефорсированную жизнь, в ее маленький, 82-минутный отрезок, чтобы понять, что скрывается за мейкапом, там, в глубине.
— Я в основном хотела сфокусироваться на внутренних конфликтах, — сказала Лаура Эрреро Гарвин, отвечая на вопрос корреспондента ИА Sakh.com о том, почему в фильме все как будто сглажено, нет ни одного заметного, явного конфликта, соперничества, опасной ситуации, ведь работа очень специфическая. — Я чувствовала то, что переживала Мами, вот эту ее глубинную эмпатию. Я чувствовала напряжение, когда девушки решаются прийти на работу в это место, когда они переживают, грустят. Может быть, у них не все в жизни благополучно, но они все равно каждый вечер приходят, улыбаются, наносят макияж. По маленьким моментам можно заметить это напряжение. То, что вы видите на поверхности, — за этим скрывается глубинный слой. Каждый день приходить с похмелья, делать все то же самое, перебарывать себя, даже когда ты устала, — это сложнее иногда, чем открытый конфликт.
Героини фильма говорят примерно о том же, признаются, что им трудно так много пить, но никуда не денешься, на другой работе так быстро не заработаешь больших денег. Они рассказывают друг другу, как стыдно им являться после ночи в клубе к лечащему врачу сына, как их не пускают в метро, потому что они пьяны, советуют жевать газету или оберточную бумагу и съедать йогурт, чтобы не было запаха, а Мамочка добавляет про лимон, который отрезвляет. И при этом озвучивается главная цель, ради которой женщины жертвуют здоровьем, временем и красотой, — все это ради детей. Такие места, по мнению режиссера, могут существовать только там, где в обществе есть неравноправие между мужчинами и женщинами, экономическое неблагополучие, разделение на обеспеченных и бедных.
— Женщины вынуждены идти на этот шаг, чтобы выжить, и у них есть всего лишь два варианта: либо работать так, пять часов ночью, либо вкалывать на трех работах. И таким образом они хотя бы могут какое-то время проводить со своими детьми, могут обеспечить образование своим детям, — сказала Лаура Эрреро Гарвин.
Сейчас, по словам режиссера, очень много таких клубов в Мехико закрывается. Расцвет, пришедшийся на 50-е годы прошлого века, оставил после себя единичные заведение подобного плана. Год назад закрылась и "Синяя борода", в которой мужчины каждую ночь оставляли достаточно денег, несмотря на то, что это совсем не люксовое и не роскошное место, а скорее "такая немножко трущоба". Героини фильма нашли себе другую работу, а может быть такую же, просто в других местах. Сахалинские зрители попросили режиссера передать этим женщинам, что они прекрасны. И дело тут даже не во внешности.
"Мамочка" получила награды на международном фестивале документального кино в Амстердаме, фестивале SXSW-2020, международном фестивале неигрового кино и медиа Музея современного искусства Нью-Йорка.
Повтор фильма состоится сегодня в "Октябре", начало в 16 часов. Можно пройти и без билета, при такой погоде свободные места точно будут.
18+