Сахалинские депутаты "разжигали" на правительственном часе о пожарах
В Сахалинской областной думе прошел правительственный час, посвященный подготовке региона к пожароопасному сезону. В качестве приглашенных докладчиков — министр экологии Владимир Корнев и руководитель агентства по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Анна Михеева.
В очередной раз у думы возникли проблемы с распределением времени: перешли к правительственному часу раньше, отложив два последних вопроса на потом, к обсуждению приступили за двадцать минут до обеда. Ирина Никитина выступала против такого решения, но остальные коллеги её не поддержали, большинством голосов решили начать правительственный час в такое неудобное время.
Первым слово взял Корнев, он рассказал, что регион готов к пожароопасному сезону, доклад был кратким и сразу после быстро перешли к вопросам. Никитина поинтересовалась, остались ли какие-то потребности у министерства: техника, люди, деньги — нужно ли депутатам как-то помочь ведомству получить все это.
Но Корнев заверил, что все необходимое уже есть — люди работают, техника готова, выделенные средства либо освоены и новое оборудование готовится выйти на бой с огнем, либо же заключены контракты на его поставку. Есть все документы, организующие работу авиации, а также соглашения с муниципальными образованиями, согласно которым в случае возгорания сначала ближайшие пожарные тушат огонь, а уже потом разбираются, чья это земля, чья зона ответственности и взыскивают ущерб при необходимости.
Александр Шарифулин просил рассказать о мероприятиях подробнее. Слово взяла Анна Михеева: в этом году, в отличие от предыдущего, опасность лесных пожаров ниже, так как зимой выпало достаточно снега, угроза существует в 46 населенных пунктах 13 муниципальных образований, созданы все необходимые резервы — и финансы, и топливо, и обученные кадры.
Всем мэрам направлено письмо, где расписано, какие меры им следует предпринять, так как большинство правил пожарной безопасности, когда речь идет о землях населенных пунктов, находятся в зоне ответственности муниципалитетов. Правительство просит районы усилить контроль за выполнением правил благоустройства — это сразу и о мусоре, и о скошенной траве, и о других моментах, которые могут спровоцировать пожар.
— Уже в муниципальных образованиях отмечены первые случаи возгорания сухой травы. Это в Корсаковском, Холмском и Томаринском городских округах. Главы некоторых муниципальных образований, например, Углегорска, обратились с целью организации контролируемого отжига травы, они сейчас готовят это мероприятие. Это тоже позитивный сигнал о том, что главы муниципальных образований подключились к этой работе, — сказала Михеева.
К расспросам о готовности снова подошла Никитина. Главная тема, которая интересовала депутата, — есть ли проблемы, которые нужно сейчас поднять и все ли выполнено из того, что должны были сделать на областном уровне.
— Все ли сделано сейчас для наших муниципалитетов, для мэров, чтобы мы потом могли спросить именно с них, и они не отнекивались у нас, что это МЧС что-то не доделало, еще кто-то, денег у них не хватает или еще что-то. То есть существуют ли какие-то проблемы на сегодняшний день? — спросила коммунистка.
Анна Михеева рассказала, что патрульных групп достаточно, до начала пожароопасного сезона они будут собраны на сто процентов. Что касается численности, то здесь направлено обращение на председателя правительства и губернатора, Михеева надеется, что вопрос решат положительно.
Продолжается строительство пятой пожарной части в Южно-Сахалинске, после её проект станет типовым для региона, но пока в бюджете деньги на другие стройки не заложены. В прошлом году установили два быстровозводимых депо, в этом году планируют еще два, но есть поручение председателя правительства Алексея Белика временно приостановить закупки, поэтому аукционы не разыграны.
Мэрам направлено письмо от зампреда Владимира Сидоренко, в каждом градоначальникам разъясняют точечные проблемы, которые необходимо устранить к началу пожароопасного сезона, подсказывают, какие стороны необходимо усилить. Михеева попросила депутатов проконтролировать эту работу в своих округах.
На этом вопросы к присутствующим по большому счету закончились, перешли к темам, которые нужно обсуждать с мэрами районов: гидранты, скошенная трава, мелиоративные полосы в населенных пунктах. Наталья Коршунова требовала, чтобы ей рассказали о взаимодействии со СМИ — вплоть до количества материалов, но такую информацию Корнев, что вполне логично, не готовил. Однако министр отметил, что взаимодействие со средствами массовой информации налажено, материалы, связанные с пожарной безопасностью, выходят регулярно.
Что касается гидрантов, Михеева отметила — в прошлом году были проблемы и районы провели работу, лучше всего её проделали Южно-Сахалинск, Южно-Курильск и Корсаков, контролировать их состояние должны мэры.
Максим Козлов интересовался ограничениями, которые может наложить пожароопасный сезон.
— В пожароопасный период вводится ограничение на перемещение граждан в лесах, эти мероприятия предусмотрены заранее или принимаются по факту возникновения опасности? — спросил Козлов.
— В лесах — это только если будет вводиться ЧС, чрезвычайная ситуация в лесах может вводиться муниципального уровня, или более серьезная — регионального, и так далее. Поэтому при введении чрезвычайной ситуации и вводятся ограничения, на усмотрение главы муниципалитета, — объяснил Владимир Корнев.
— Хочется добавить, что в Кодекс об административных правонарушениях внесли изменения. Сейчас предусмотрена дополнительная ответственность за нарушение тех правил, которые будут устанавливаться и, в том числе, при введении режима повышенной опасности. Соответственно штрафовать, то есть составлять административные протоколы, могут руководители в муниципальных образованиях, которые отвечают за вопросы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, — сказала Анна Михеева.
Андрей Хапочкин вспомнил про пожар в Красногорске и напомнил про проблемы с доступом к рекам как к источнику воды и съездам к ним. Это снова ответственность муниципалитетов — в регионе степень готовности по этому критерию 85 процентов. Соблюдение правил благоустройства (трава, мусор), которыми так интересовался Александр Болотников, по словам Корнева, Анна Михеева совместно с МЧС проверит в ближайшее время — срок исполнения этого поручения для мэров 1 мая.
Александр Шарифулин интересовался, какие мероприятия проводят в лесах, чтобы не допустить пожары — покос травы, просеки. Корнев пояснил, что никто в лесу траву не косит, делают специальные мелиоративные полосы и эта работа готова на сто процентов, что вызвало сомнение у Натальи Ждакаевой и спровоцировало небольшой конфликт.
— Вот мое родное Победино. На сегодняшний день, мне уже 50 лет, я вообще не помню, чтобы там скос травы какой-то проделывался. А сегодня вы нам опять говорите о том, что так вам отчитались муниципалитеты. Правильно вы говорите? — спросила Ждакаева.
— Неправильно. Там, где зона ответственности муниципалитетов, — это зона ответственности муниципалитетов, там, где зона ответственности наша, за лесной фонд, у меня есть цифры, я могу предоставить, а если вас интересует более подробно, то вплоть до того, что можете выехать на место это все посмотреть, — предложил организовать выездное мероприятие Корнев, за что позднее был обвинен в грубости.
— Нет, это вы выезжайте, — возмущенно ответила ему Ждакаева.
— Так мы и выезжаем, проверки проводим, и я четко дал понять, что мы готовы, субъект готов к пожароопасному сезону. Могу добавить, что ситуация стоит на контроле как генеральной прокуратуры, так и прокуратуры субъекта, и прокурором природоохранным проверки в этом отношении проводятся систематически, — отвечал Корнев.
— Вы знаете, я вам хочу сказать, что я не знаю, как там проверяет генеральная прокуратура, но точно знаю, сама проживаю в частном секторе, абсолютно спустя рукава проделывается эта работа. А если бы она проделывалась как следует, мы бы тогда не получали столько пожаров. Это очевидно просто. И вы сейчас так разговариваете с нами, типа идите да проверяйте. Ну не знаю, если это ваша позиция, то это одна позиция, а если вы сегодня хотите, действительно, отработать в полном объеме, то это другая история. Назовите мне сейчас, где по прошлому году были сделаны минерализованные полосы, вплоть до поселков. Назовите, — попросила Ждакаева.
— По каждому поселку, — ответил Корнев.
— Каждый назовите мне, — продолжала возмущаться Ждакаева.
— На территории всех муниципальных образований, которые включены в план тушения лесных пожаров, — сказал Корнев.
— Владимир Владимирович, я задала четкий вопрос, назовите мне поселки, в которых были сделаны минерализованные полосы, — нападала на министра Ждакаева.
— Да я вам не буду перечислять поселки, они все.
— Если вы не слышите, о чем говорят коллеги депутаты, которые сами проживают в поселках, я вот сейчас говорю, а слышу, что моя коллега говорит: "Нигде", сама потому что проживает в поселке, понимаете? Я проживаю в частном секторе: нету такого или с боем.
— Правильно, потому что вы проживаете в поселке, а не в лесу. А проводятся эти мероприятия на территории лесного фонда, а поселок — это зона ответственности муниципалитета, — не бросал попыток объяснить Ждакаевой, как действует законодательство, Корнев.
В ответ Ждакаева продолжала возмущаться, но уже обращалась к коллегам: почему тогда не пригласили мэров и всех остальных, кто мог бы ответить на вопросы. В своих рассуждениях Ждакаева зашла еще дальше.
— Тогда возникает вопрос: зачем нам министерство? — спросила она, видимо позабыв, что Корнев возглавляет министерство экологии, а не пожаротушения — такого ведомства в регионе, действительно, нет.
Здесь отметим, что депутатам стоит больше внимания уделить изучению действующих в регионе и стране норм. То, что касается населенных пунктов, действительно полномочия мэра. Министр лесного и охотничьего хозяйства или с недавних пор экологии не имеет права ни выкашивать траву, ни делать минерализованные полосы на землях населенного пункта, по крайней мере, силами министерства. Он отвечает за лес. Единственное, что позволяет здесь Корневу закон, — в свой выходной взять косу и избавиться от травы рядом с домом Натальи Ждакаевой, но это уже только по личной инициативе.
Более того, министр экологии не может и не должен проверять то, как эту работы выполнили мэры, а мэры в свою очередь не обязаны ему отчитываться. Министерство экологии занимается вопросами леса, природы, а не частными домами в поселках. Больше полномочий здесь у главы агентства по ГО и ЧС (некоторые депутаты почему-то путают агентство с МЧС, не видя разницы между областным и федеральным ведомством), но и она не обладает теми правами, которые помогли бы ей заставить мэров привести в порядок гидранты или скосить всю лишнюю траву. Проверки в районах производит государственный пожарный надзор, который относится к МЧС.
— А противопожарные щиты, ранее имелось такое понятие в советское время на предприятиях у сел и так далее. Помнится, у нас как-то был разговор по поводу того, что не ящик с песком, где-то такое было, бочки для сжигания с мусором надо расставить и так далее. Как у нас с этим вопросом, расскажите? — продолжала задавать вопросы не по адресу Ждакаева.
— Это опять же первичные меры пожарной безопасности, — начала Анна Михеева.
— Хорошо, пусть первичные давайте, раз вторичные — уже все сгорело, — перебила её Ждакаева.
— Первичные меры пожарной безопасности проводит муниципальное образование на территории своего муниципалитета, — продолжала Михеева.
Анна Михеева рассказала, что муниципалитеты рассказывают о своей готовности агентству, но надзорную функцию выполняет МЧС. В ответ Ждакаева перешла на претензии к коллегам — почему они не позвали МЧС и муниципалитеты. Отвечать взялась Ирина Никитина как заместитель председателя ответственного за правительственный час комитета.
Депутаты хотели удостовериться, что все готово на уровне региона и организовать после другое мероприятие, уже пригласив мэров. Нередко происходят ситуации (неважно, в какой сфере), когда министерства и мэры перекладывают ответственность друг на друга: одним денег не дали, другие говорят, что никто их и не просил, в итоге отыскать концы не получается. А комитет предложил пойти другим путем: узнать, есть ли проблемы наверху, чтобы потом точечно работать с мэрами.
На этом Андрей Хапочкин прервал коллег и напомнил про обед. Здесь выяснилось, что Корневу и Михеевой сразу после обеда придется уйти в правительство на другое срочное мероприятие — они утверждали, что изначально договоренность с думой была на другое время. Никитина заметила, что вопросы уже закончились, а выступления можно как-нибудь и без приглашенных после обеда озвучить.
После перерыва Александр Шарифулин начал возмущаться, что теперь некому задать вопросы — оказывается, он получил не все ответы. А Александр Болотников заметил, что и выступать особенно незачем, для кого эти слова, если все должностные лица ушли? Надо перенести, решил он.
Александр Ивашов согласился с Болотниковым, но предложил не переносить, а направить Корневу и Михеевой стенограмму выступлений, чтобы те с ней ознакомились. Депутаты спорили, и в итоге все равно так или иначе перешли к обсуждению. Кто-то из зала напомнил, что депутаты сами отпустили чиновников, и отменять мероприятие и звать их заново бессмысленно, к тому же ничего нового они не скажут, встречаться надо с мэрами.
Шарифулин считает, что чиновники не ответили на вопросы депутатов, а Владимир Корнев пришел неподготовленный к обсуждению. Никитина напомнила, что вопросы прозвучали только по районам, а мэров не позвали специально, работу разбили на два этапа, ведь понятно, что в один час все это уложить невозможно.
Андрей Поляков вспомнил про службу государственного пожарного надзора, Наталья Коршунова предлагала всем депутатам на следующей неделе, которая отмечена в графике думы как выездная посетить свои районы и проконтролировать там этот вопрос, Ждакаева продолжала выплескивать недовольство Корневым.
— Андрей Алексеевич, я хочу вас попросить сегодня, когда выступающий с того или иного министерства, мы задаем ему вопрос, и он так, как сегодня министр экологии Корнев, ответил: а вы езжайте в муниципалитет — недопустимо, — сказала Ждакаева.
— Я ему передам замечание, — сказал Хапочкин.
— Это же не человеческий фактор, понимаете, что кто-то кому-то нравится или не нравится, мы же говорим по делу. И если вести себя таким образом, то тогда возникает вопрос: "Ты министр вообще или кто"? Мы же дело хотим сделать или тогда можно поставить вопрос о том, что он как министр [не очень хороший], — возмущалась Ждакаева.
Кто-то перебил коммунистку, встав на защиту министра, но из-за того, что выступающий говорил не в микрофон, а с места, на аудио трансляции его речь слышно не было.
— Он сказал: "Вы поезжайте в муниципалитет и посмотрите", — в ответ на попытки заступиться за министра отвечала Ждакаева.
Здесь коммунистка либо недопоняла, либо переврала слова министра. Он говорил о землях лесного фонда и предлагал выехать и посмотреть, если депутаты хотят ознакомиться с проделанной работой лично, а не отправил их на самостоятельную проверку в районы, как это выставляла Ждакаева.
На сторону министра встали и Сергей Бонадарев, и Александр Ивашов.
— Корнев сказал о полной готовности и выполнении всего объема мероприятий по предотвращению пожара по лесам и сказал о том, что та зона ответственности по лесопожарным полосам, за которую отвечает его министерство, выполнена в объеме, достаточном на сегодняшнюю дату, и дальше действительно прозвучала фраза: "Если у вас есть желание, вы можете это проверить", — сказал зампред думы.
Отметим, что Наталья Ждакаева была не сдержанна и постоянно повышала голос на министра, так что это Корневу стоит высказать свои претензии. Это не первый случай, когда некоторые депутаты, в частности, Наталья Ждакаева, ведут себя некрасиво по отношению к приглашенным специалистам.
Александр Болотников предложил сделать запросы по селам, чтобы узнать, насколько там все готово, и раскритиковал формулировку, которую выбрали для обозначения правительственного часа. В названии записано, что депутаты будут обсуждать готовность к пожароопасному сезону, а это значит, что придется поговорить в том числе и о селах. Александр Шарифулин тем временем перешел на личности.
— Александр Владимирович [Ивашов], у меня такое чувство, что вы специально сейчас берете и аккумулируете конфликт между депутатами. Вот прям специально берете и поджигаете. Коллеги, предлагаю, давайте мы сформируем ряд вопросов и перенесем правительственный час, нам министр подробно на наши ответит, давайте учитывать тот факт, что у нас сейчас выступления, а выступающих по данному вопросу нет. Давайте перенесем, что мы сейчас полчаса обсуждаем? — сказал Шарифулин.
— Значит, ваша претензия, Александр Андреевич [Шарифулин], не принимается. Давайте там, кто и что конкретно разжигает, аргументируйте получше в следующий раз. В целом в своих выступлениях мы как-то договаривались без комментариев друг к другу, это вам на будущее. Второе — я поддерживаю Никитину в том, что вопрос важный, зависит имущественное положение граждан их жизни и здоровье, в том числе для вас, коллеги, кто смеется, я это говорю, да, для Болотникова, в частности. Конечно, о ходе прохождения пожароопасного периода, как эти селектора проводят МЧС России, губернатор, не так, как сейчас — наскоком, а если вы действительно беспокоитесь, я вам предлагаю провести либо расширенный комитет, либо правительственный час, — сказал Ивашов.
В итоге желание сделать по уму, то есть распределить обширную тему на две, чтобы хватило времени, с которым у депутатов всегда проблемы, закончилась провалом. Хотя для того, чтобы правительственный час прошел продуктивно, нужны были всего две вещи: депутатам выучить, кто и за что отвечает, а тем из них, кто занимался организацией комитета, добавить в конце названия мероприятия фразу "на землях лесного фонда", чтобы не возникало лишних вопросов.
В итоге обошлось даже без голосования и протокольных записей, Андрей Хапочкин закончил словесную перепалку и закрыл вопрос, поэтому неизвестно, пройдет ли такое же мероприятие с участием глав районов.