Сахалинская власть хочет строить более крепкие дороги, но мешает законодательство
Сахалинский общественный народный фронт поговорил о дорогах вместе с чиновниками. Сразу заметим, к какому-то конкретному решению стороны так и не пришли. Разговор изначально построили больше в ключе защита-нападение, чем совместный поиск выходов из сложившейся ситуации. Чиновники доказывали, что все хорошо, общественники, напротив, искали недочеты.
— Фактически у нас несовпадение получается, то есть мы вкладываем безумные деньги бюджетные. В итоге через год дорога требует текущего ремонта. Вот это та проблема, о которой все знают, мы тут уже успели обменяться мнениями, но тем не менее мы все в кустах сидим, — взял вступительное слово член регионального штаба ОНФ Валерий Ерохов.
Сразу же на месте выделили главную проблему — дороги разбиваются большегрузами и служат меньше, чем хотелось бы. Плюсом высокий поток легковых автомобилей усугубляет ситуацию. Для начала Ерохов попытался выпытать, прописывается ли нагрузка в проектах.
Длительная дискуссия, в которую заодно вмешался заместитель министра транспорта области Николай Давыдов, прояснила, что нагрузку на дороги регламентирует ряд различных законодательных актов и документов. Например, СНИПы. Вопреки мнению Кирилла Кобякова о том, что ничего не мешает делать лучше, чем в прописанных требованиях, чиновники утверждали обратное.
Здесь же присутствующие сразу разобрались и в терминологии — при капитальном ремонте или просто ремонте характеристики дороги не меняются: у нее та же категория, соответственно и тот же тип дорожного полотна, с той же нагрузкой, регламентированный нормативными актами. Новые требования устанавливаются только там, где идет реконструкция или новое строительство.
Но и эти требования не берутся из ниоткуда. Они все также обуславливаются все теми же СНИПами и другими нормативно-правовыми актами. Исходя из расчетов, предполагается, что дорожное полотно прослужит 20 лет, но обычно это не соответствует действительности, дороги обрастают трещинами и ямами раньше.
— Все характеристики учитываются, они не берутся с потолка, захотели мы вот здесь сделать такую-то категорию, вот здесь под такой-то транспорт. И нет такого, что мы хотим строить хорошо качества, а получается (плохо — прим.), получается так, как запроектировали, — опроверг доводы общественников замминистра транспорта Николай Давыдов.
У сопредседателя регионального штаба ОНФ Константина Тюкавина возник резонный вопрос: почему бы сразу просчитать нагрузку условно не в тонну, а в пять, чтобы дорога служила дольше. Но так тоже нельзя, объясняют чиновники — "нужно рассчитывать реалии", то есть приводить экономическое обоснование.
— А что мешает нам это экономически обосновать? — спросил Кирилл Кобяков.
— Законодательство, — пояснил начальник отдела по капитальному ремонту, ремонту объектов дорожного хозяйства и благоустройству управления Дмитрий Судник.
Кто-то высказал предположение, что, возможно, затраты на более прочную дорогу будут даже меньше, чем на постоянные ремонты, то есть экономическое обоснование вроде бы есть. Ну или как минимум, присутствует логика. Но эта ветвь рассуждений тоже привела в никуда.
Так разговор и крутился дальше вокруг СНИПов, параллельно чиновники рассказывали о достижения города и области в сфере строительства дорог — строятся новые километры, грунтовку постепенно сменяет асфальт. В пример привели улицу Емельянова, где использовали новую технологию со специальным утеплителем, и в итоге получился неплохой результат, вот только с тех пор ту технологию, как прозвучало на собрании, нигде не применяли.
Нашлись претензии и к стоимости дорог — по словам общественников, цена одного километра ничем не подкреплена, постоянно разница и цифры необъяснимые. Давыдов информацию опроверг — все закупки проходят госэкспертизу, которая порой и снижает цену, если та выше. А вообще, есть обоснование цен, которое делается по специальным расчетам в соответствии с законом.
К тому же роль играет и рельеф: где-то в городской черте стоимость одна, а если вдруг задумать дорогу, например, на мыс Евстафия — она будет в несколько раз дороже, ведь там и затраты у застройщика будут другими.
То есть главная проблема, к которой пришли присутствующие — это вес большегрузов, который не подходит под нормы. Например, дороги третьей и четвертой категории рассчитаны на нагрузку в 10 тонн, но современные грузовики весят гораздо больше — рассказал и. о. руководителя ГКУ "Управление автомобильных дорог Сахалинской области" Вадим Думанский.
— Вывод с ваших слов: мы сейчас проектируем десять тонн на ось, хотя мы прекрасно понимаем, что организации давно перешагнули этот порог? — поинтересовался Ерохов.
— Я допускаю, что какие-то нормативные документы, строительные нормы и правила, я могу допускать, что они в какой-то мере устарели для каких-то отдельных участков. Возможно, их надо пересматривать. Но вопрос, так скажем, узкий, или вернее глубокий, чем мы бы могли разобрать сейчас, — ответил Думанский, как настоящий чиновник, выдав минимум конкретики.
Так постепенно разговор подошел к приборам весового контроля. Тут все ещё сложнее. Сначала Кирилл Кобяков рассказал, что раньше стоял такой прибор в Углегорске (чиновники информацию опровергли), но известно кому принадлежащие грузовые машины по нормам не проходили, и устройство перевезли, по версии Кобякова, в Невельск, а оттуда — куда-то ещё. Претензии есть и к трассе Невельск — Холмск, также из-за большого количества большегрузов.
Николай Давыдов рассказал, что область запроектировала строительство одного такого пункта в 2020 году, а до 2024 — ещё двух. Устройства будут работать в Березняках, Смирных и Углегорске. Это если говорить об автоматических приборах весового контроля. Но были куплены и стационарные, однако там ситуация и вовсе забавная. Самостоятельно чиновники штрафовать водителей не могут — нет полномочий.
Ранее выходили с сотрудниками ГАИ и федеральным надзором, но первым законодательство разрешило этого не делать, а у вторых не хватает специалистов, так что опыт успехом не увенчался. Присутствующий сотрудник ГИБДД пояснил, что на постоянной основе они выходить не могут, но время от времени организовать контроль можно, что несомненно повлияет на водителей — они будут осторожнее, зная, что в любой момент можно наткнуться на людей в форме.
Все снова вернулось к СНИПам — можно или нельзя требовать больше и лучше, чем заложено в документах. А ещё к тому работают ли пункты весового контроля или это никак не поможет убрать с дороги большегрузы, ну или хотя бы пополнить за счет штрафов бюджет.
— Любое дело можно похоронить словами "не предусмотрено по законодательству", — продолжил дискуссия Константин Тюкавин.
Поговорили и о смертности — общественники считают, что хорошие дороги снизят количество ДТП, но сотрудник ГИБДД гипотезу опроверг — обычно с качеством дорог растет и число жертв, ведь скорость машин увеличивается, а вот внимательность автомобилистов падает. Хотя к Сахалинской области это пока отношения не имеет, у нас все очень хорошо, чиновники говорят о том, что дороги становятся лучше, а статистика ГИБДД утверждает, что число аварий, раненных и смертей снижается.
— Специалисты говорят, что жить стало лучше, но люди говорят, что жить стало хуже, но люди то не специалисты, — попытался завершить дискуссию шуткой Тюкавин.
На этом обсуждение могло бы закончиться, но не закончилось. Елена Зайцева решила поговорить про благоустройство дворов, которое начинается слишком поздно. Как ей сообщают муниципалитеты, это происходит из-за того, что дорожный мониторинг долго согласовывает документы. Но Николай Давыдов эту информацию опроверг и сообщил, что, вероятно, муниципалитеты лукавят. Срок рассмотрения — 5 дней, за рамки никто не выходит. Другое дело, что не всегда есть что рассматривать — то пакет документов неполный, то его и вовсе нет, приходит лишь одно сопроводительное письмо.
Другую претензию Елены Зайцевой о том, что эта же структура изменяет согласованные с жителями варианты дворов, что не нравится населению, тоже оспорил Николай Давыдов. Не может ведомство согласовать отсутствие парковки или же, например, проездов, даже если все жители согласны и вообще автомобилями не пользуются — все те же СНИПы, так что все изменения регламентированы законом.
А о дорогах ОНФ поговорит подробнее с губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко, у общественников запланирована встреча с главой региона. Напоследок также чиновники отметили, что, по сравнению с другими регионами России, сахалинские дороги выглядят лучше. Но общественники это за комплимент не считают — ведь известно, что в нашей стране это распространенная беда.