Сахалинцы с лета ждут возможности растаможить свои автомобили
Сотни сахалинцев несколько месяцев не могут зарегистрировать свои автомобили. Причина этому — нововведения, которые вступили в силу летом, из-за чего на территории Сахалинской области получить СБКТС (свидетельство безопасности конструкции транспортного средства), который необходим для оформления ПТС, стало фактически невозможно. В регионе просто-напросто отсутствуют лаборатории, которые имеют право проводить такую проверку.
Как рассказали ИА Сах.ком сахалинцы, которые столкнулись с этой проблемой, все сборы и пошлины они уплатили, но что делать дальше, подсказать им не могли ни таможня, ни ГИБДД. В течение нескольких месяцев среди островитян ходили слухи о том, что "вот-вот" на острове откроется лаборатория, однако конкретики не было. Многие выкрутились с помощью "соседей" — переправляли автомобили во Владивосток, где уже функционирует около десятка центров, занимающихся выдачей этих документов, однако такие меры сильно ударили по карманам людей.
— Поток автомобилей уменьшился в разы. Кроме того, это нужно не только для того, чтобы растаможить авто, но и для установки, например, газового оборудования, — рассказал один из собеседников Сах.ком. — Это ведь тоже внесение изменений в конструкцию автомобиля. То же самое, например, если ты ставишь на внедорожник металлический бампер — потом не можешь оформить изменения, это тоже надо делать через лабораторию. То есть? в моем случае я ввожу машину, оплачиваю таможенный сбор, и мы можем увезти ее домой, поставить на огород и любоваться — зарегистрировать невозможно. Через Приморье долго и неудобно, в Хабаровске нет такой лаборатории. На Сахалине тоже. Как говорят, невыгодно это, но раз сказали, значит, и лаборатория должна быть.
По задумке властей, новые правила должны помочь избавиться от ввоза "конструкторов", "утопленников" и тому подобного неликвидного транспорта. Проверки включают идентификацию, измерения габаритов, испытания тормозной системы, шумовых характеристик, устройств освещения, проверку систем активной и пассивной безопасности. Евразийский технический регламент безопасности колесных транспортных средств вступил в силу еще в 2015 году, а в 2019 году евразийская экономическая комиссия приняла решение и в отношении бывших в употреблении автомобилей — при оценке их безопасности должны были начать применять специально разработанный ГОСТ. В России, правда, он вступил в силу только с 1 июля 2021 года из-за неготовности инфраструктуры, в том числе цифровой. Однако, как показал опыт, и этого времени оказалось недостаточно, и жители Сахалинской области оказались "за бортом" после вступления нормы в силу. Вопросов от жителей региона поступало настолько много, что специалисты Росстандарта организовали встречу, чтобы сгладить возникшую напряженность.
Как рассказал сахалинцам замруководителя Росстандарта Алексей Кулешов, в первую очередь внимание сконцентрировалось на наиболее проблемных с точки зрения объема ввоза регионах, сначала необходимая инфраструктура появилась там. Например, во Владивосток каждый год поступают около сотни тысяч автомобилей, и коллапс там мог быть намного хуже, чем в островном регионе, куда ввозят приблизительно 1500‑2000 транспортных средств в год. Про остальных, конечно, не забывали, но процесс затянули бюрократические процедуры по аккредитации. Например, для Сахалина поиск инвесторов начали еще весной, а испытательный центр готовится к открытию только сейчас. За это время, по данным ведомства, на острове скопилось около трех сотен незарегистрированных автомобилей. Экспертные работы должны завершиться в течение ближайших двух недель, и тогда лаборатория получит разрешение на работу. Пока испытательный центр открывает только одна компания, однако представитель Росстандарта выразил надежду, что островной бизнес тоже заинтересуется, и появится конкурентная среда.
— Одной из основных задач, которые мы ставили, было удобство для тех, кто ввозит автомобили. Это наличие необходимой инфраструктуры, которая позволяет этот объем отработать, а также удобство, — поведал Алексей Кулешов. — Мы перевели это свидетельство о безопасности конструкции в электронный вид, автоматически оформляется СБКТС, на его основе автоматически оформляется ПТС. А еще можно также пройти технический осмотр, чтобы иметь полный пакет виртуальных документов.
Испытательный центр "Спектр-Ч" уже подготовил инфраструктуру в Южно-Сахалинске на основе опыта работы, полученного во Владивостоке. Так, помимо лаборатории также есть стоянка, где владельцы смогут оставить свои автомобили. Следует понимать, что центр будет руководствоваться определенными критериями, и если транспортное средство не будет им соответствовать, то и документы не получит. Мощность лаборатории — около 30 автомобилей в день, и специалисты готовы в первое время после открытия работать на пределе, чтобы быстрее разобраться со скопившимся в порту количеством автомобилей. Стоимость оформления СБКТС составит около 15 тысяч рублей и будет зависеть от категории транспортного средства, подробный и точный прайс появится чуть позже.
Представитель испытательного центра Арсений рассказал корреспонденту ИА Сах.ком, что компания заходит на Сахалин по своей инициативе и уже полгода занимается подготовкой. Такой бизнес должен соответствовать всем критериям, и проверки идут беспристрастно, однако мужчина оптимистично смотрит в будущее и уверен, что проблем при получении аккредитации не возникнет.
— Мы выступили, сказали, что сделаем и сделали, я думаю, это только плюс, — отметил Арсений. — Мы пришли сюда с большим опытом, чтобы решить эту сахалинскую проблему. Японский автомобиль перейдет на другую стадию своей эволюции, назовем это так. Если на автомобиль оформлять ОТТС, это стоит космические деньги, в таких формациях идут краш-тесты. Через СБКТС идет развитие к тому, что упростят систему регистрации автомобиля. Если испытательный центр начал выдавать электронные паспорта, зачем тогда ехать в ГИБДД, чтобы сделать то же самое? Сегодня уже есть система виртуального номера, ты его приклеил и поехал. Идет цифровизация во всем, исчезнут очереди, бумаги.
Пока, признается Арсений, компания рассматривает сахалинский филиал больше как социальный бизнес. Порядка полугода центр уже снимает на острове помещения, стоянку, жилье для специалистов, далее к этому прибавятся расходы непосредственно на функционирование центра. Найти специалистов необходимого уровня на острове компании не удалось, поэтому, в первое время уж точно, работать в лаборатории будут сотрудники из Владивостока.
— Прибыль считает коммерческий отдел, а мы как технические эксперты выявили, что на Сахалин заходит 1500 автомобилей в год, которые теперь получат свидетельства и будут безопасны. Вы будете выходить на дороги и знать, что они безопасны, — подчеркнул Арсений. — Этот процесс живой, идут расходы, но это не будет в таком формате, как предположил на встрече один из участников, что цена будет подниматься — сегодня 15 тысяч, а завтра будет 100.
Шероховатости, конечно, тоже есть. Например, найти помещения в Корсакове, поближе к порту, не удалось, так что центр будет базироваться в Южно-Сахалинске. Следовательно, владельцам автомобилей придется озаботиться их транспортировкой. Как авторитетно заявил один из участников встречи, дешевле заплатить штраф за управление незарегистрированным транспортным средством, нежели заказывать кранбалку.
Также центр пока не будет заниматься помощью в регистрации изменений в конструкции автомобилей. На данный момент подобные услуги есть в планах, компания анализирует сахалинские СТО, объем работы и прикидывает, как это будет происходить. Когда это все же случится, предсказать пока невозможно, однако надежда уже появилась. Пока регистрация изменений для сахалинцев остается довольно трудоемким, если не сказать болезненным процессом уже несколько лет.