Сахалинцев приглашают на выставку "В центре мира"
Декабрь — время, когда повсеместно появляются вечнозеленые праздничные деревья. Вот и центр русского декоративно-прикладного искусства "На краю земли" не остался в стороне от общего тренда. На выставке "В центре мира" царит высокохудожественная диктатура дерева — в глине, текстиле, стекле, кости и, конечно же (да простят тавтологию), дереве.
За три десятка лет в фондах Сахалинского областного художественного музея накопилось немало произведений русских народных мастеров, в которых первым и главным является образ дерева, — хоть в простенькой детской игрушке, хоть в изысканном изделии, достойном витрины национальной сокровищницы. Такое положение дела испокон веку имеет основательный фундамент.
— В славянском фольклоре древо — центр Вселенной, вокруг которого вращалась жизнь Космоса. С корнями связывается прошлое и жизнь предков, ствол и ветви символизируют реальный и наземный мир, вершина — звезды, солнце, обиталище богов и будущее, — расшифровала выбор темы заведующая Центром Евгения Ворожцова.
Дерево стало первым сюжетом народного искусства. Очевидно, таким образом мастера отдавали ему дань признательности за ощутимую пользу — оно кормило человека плодами, давало тепло для очага и приготовления пищи. "В центре мира" оказался неповторимый hand made XIX — начала XXI века, представляющий основные народные промыслы — из Гжели, Палеха, Мстеры, Богородского, Хохломы, Томска, Великого Устюга, Грузии, из бабушкиных сундуков, а также и творчество современных последователей старинных брендов. Все предметы некогда исправно служили в крестьянском быту и, несмотря на сугубо практическую свою природу, были изобретательно, ярко и весело украшены.
Всякая вещь должна радовать глаз и душу, считали мастера. И древо расцветает на льняных полотенцах, расписных берестяных туесах, шкатулках, эту форму обретают кованые светцы, освещавшие крестьянские избы. Ларчик-теремок "Рябинка" вырос в руках северных косторезов с филигранными узорами листьев и ягодок. Сахалинские рукодельницы застаивались у семейки нарядных прялок с деревами, птицами, конями, приобретенных на Русском Севере (в том числе и в ходе этнографических экспедиций). Да и сами прялки напоминают некое древо, в росписи которых угадываются намеки на календарь. Самая древняя прялка датируется 1892 годом — вполне себе рабочий инструмент, несмотря на возраст. Успел побывать на Курилах "Крестьянский двор", созданный в традициях богородской игрушки современным мастером — трудно было не пройти мимо, не дернув за веревочку, чтобы деревянные фигурки ожили. А центральной стала трехэтажная композиция "Древо жизни", собранная из глиняных игрушек мастеров разных поколений, куда вошли и произведения сахалинской художницы Натальи Кирюхиной.
Выставка демонстрирует и мастерство музейных специалистов реставрации. В отличие от востока, где с разрушительным влиянием времени бороться не принято (принимают как данность), европейская традиция предполагает максимально сохранить первозданный почерк автора. Любуясь очаровательной чайницей, вряд ли кто из посетителей догадывался, что реставратор Александр Дегтярев колдовал над ней три дня, чтобы привести в товарный вид фигурку слоника на ее крышке. Терракота — материал очень хрупкий, пористый, каждый краешек осыпается, и надо было каждый крохотный осколок пристраивать пинцетом под микроскопом. Подобно каменщикам, у которых есть понятие "замковый камень", каким запирают кладку, так и здесь мастеру пришлось скрупулезно перебрать множество вариаций, чтобы последняя деталь-пазл встала точно на свое место.
— Народные мастера обладали огромным спектром техник, приемов, хотя создавали свои произведения между делом, в свободную от полевых работ минуту и при этом умели заложить в них глубокий философский смысл, а образы находили в природе. Выставка небольшая, но каждый экспонат развивает идею бесконечности жизни, которую символизирует дерево, — цветения, умирания и вновь возрождения, — отметила заместитель директора областного художественного музея Ирина Малькова.
Выставка будет работать в течение года. Здесь, на Курильской, 42 будут рады всем, кому интересно соприкоснуться с прекрасным, теплым и вечным достоянием народных умельцев, чьи навыки "красивой жизни", по счастью, не прервались. А специалисты Центра "На краю земли" по заявкам желающих с удовольствием расскажут о разнообразных русских народных промыслах, воплощенных в прялках, полотенцах, русском народном костюме, традиционной игрушке.