С января 2020 года начнется реформа подготовки начинающих водителей
Дмитрий Медведев подписал постановление о масштабной реформе подготовки начинающих водителей. Часть положений документа начнет работать уже с 1 января 2020 года, другая часть – с октября.
Масштабная реформа подготовки водителей, которая коснется миллионов граждан, как выяснил «Коммерсантъ», стартует уже в начале 2020 года – соответствующее постановление подписал премьер Дмитрий Медведев. Впервые будет разрешена учебная езда на магистралях, а осенью на смену традиционным «площадке» и «городу» придет объединенный экзамен по оценке навыков вождения. Одновременно появится и опция, которую ждут многие граждане: результат экзамена можно будет аннулировать, подав жалобу на экзаменатора. Против некоторых нововведений ранее выступали Минэкономики, Минтранс и ряд автошкол.
Постановление №1734 от 20 декабря 2019 года пока не опубликовано, однако «Коммерсанту» подтвердили, что оно подписано премьером. Опубликуют документ в январе, тогда же и начнут действовать некоторые новшества.
Так, будет снят запрет на обучение вождению на магистралях с разрешенной скоростью движения выше 60 км/ч. Одновременно вводится новый возрастной ценз для обучающихся: получить права на вождение автобуса, троллейбуса или трамвая (категории D, Tb, Tm) можно будет с 20 лет (сейчас можно учиться с 16). ГИБДД получит дополнительные рычаги воздействия на нарушителей. В частности, водительское удостоверение после лишения не вернут гражданину, если у того имеется задолженность по штрафам. Или, например, кандидат в водители не будет допущен до экзамена в автоинспекции, если у автошколы на момент обучения не было образовательной лицензии.
С 1 октября 2020 года вступят в силу более глобальные изменения – введут получасовой практический экзамен, который сейчас разделен на два, «автодром» и «город».
Во время экзамена обучающийся должен продемонстрировать базовые навыки вождения – старт, движение на подъеме, параллельная парковка и так далее. Причем сделать это можно будет как на площадке автошколы, так и на тупиковой улице за пределами жилой застройки. Новые правила не отменяют требования к образовательным организациям иметь учебную площадку, на это неоднократно обращали внимание в ГИБДД.
Убедившись, что кандидат владеет азами вождения, экзаменатор направит его на улицы. Сегодня ученики могут заранее обкатать учебный маршрут, а с 1 октября будет публиковаться лишь список улиц, которые, возможно, войдут в маршрут.
Для получающих мотокатегории правила не изменятся: они, как и раньше, будут сдавать практическую часть экзамена только на площадке. Постановление носит рамочный характер, подробности появятся в регламенте приема экзаменов (его утвердят приказом МВД) и в рекомендациях для инспекторов. Подготовка документов займет десять месяцев.
В частности, к 1 октября 2020 года должен быть разработан и введен механизм аннулирования результатов экзамена по жалобе ученика. Сейчас это сделать невозможно. Однако и ГИБДД может отменить положительный итог экзамена – в случае предоставления поддельных документов (например, медсправок).
Уточняются сроки проведения повторных экзаменов: проверка теоретических знаний будет назначаться не ранее чем через семь дней (но не позже 30 дней) после неудачной попытки, проверка навыков вождения – также не ранее семи дней (но не позже 60 дней). Если кандидат не прошел тест и с третьей попытки, следующей придется ждать не меньше месяца (но и не более трех месяцев).
Проект постановления правительства проходил сложную процедуру согласования. Многие автошколы документ раскритиковали, ссылаясь на то, что действующая система приема экзаменов отлажена и позволяет качественно готовить водителей. В январе 2019 года проект получил отрицательную оценку регулирующего воздействия Минэкономики: ведомство предупреждало о рисках создания опасных ситуаций на дорогах с участием начинающих водителей. Впоследствии разногласия были сняты. Ежегодно российские граждане сдают 7,5–7,7 млн экзаменов в ГИБДД. Водительские права по итогам получают 1,3–1,4 млн человек.