Росрыболовство планирует выставить на торги квоты на 5,5 тысячи тонн краба уже в июле

Федеральное агентство по рыболовству планирует начать крабовые аукционы уже этим летом. Всего на торгах могут быть разыграны права на добычу 5,5 тысячи тонн ресурса. Продажа такого объема краба сегодня может принести до 7 млрд рублей, а общий доход от освоения квот за 15 лет оценивается в 100 млрд рублей. Участники рынка ожидают ожесточенной конкуренции на торгах, но сомневаются в прозрачности их проведения.

Росрыболовство готовит первые аукционы по крабовым квотам – предполагается, что торги пройдут уже летом, сообщает «Коммерсантъ». Из презентации агентства следует, что всего предлагается разыграть 36 лотов общим объемом 5,47 тысячи тонн. В первый лот включены крабы, промысел которых ведется в районах Японского моря и Курил объемом 839 тонн. Еще 21 лот представляют собой высокоценные виды краба Охотского моря в объеме 1,05 тысячи тонн. Шесть лотов − глубоководные виды в сумме на 1,49 тысячи тонн, три лота − крабы зон Берингова моря (1,1 тысячи тонн) и пять лотов − камчатские крабы (988 тонн).

По словам представителя Росрыболовства, лоты были сформированы по географическому принципу с учетом особенностей сырьевой базы и промысла разных видов крабов. Там уточнили, что стартовая цена каждого из лотов будет определена исходя из ставки сбора и срока закрепления квоты. В среднем она должна быть на уровне 300-500 млн рублей за лот. Первые торги могут пройти ориентировочно в июле 2019 года, сообщили в Росрыболовстве.

Законопроект, который предусматривает распределение до 50% квот на вылов краба через аукционы, был принят Госдумой в окончательном чтении на прошлой неделе. Квоты будут закрепляться на 15 лет. Победители аукционов также должны в срок не более пяти лет «реализовать проекты по строительству объектов на территории РФ». В Росрыболовстве поясняли, что речь идет о строительстве судов-краболовов длиной свыше 50 метров.

Как сообщает портал Fishnews, закон, меняющий принципы доступа к промыслу крабов, поступил в Совет Федерации 10 апреля. Уже обсуждается концепция проектов постановлений по новому виду квот. Также сообщается, что 11 апреля документ направлен в комитеты СФ. Ответственным назначен Комитет СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Новый закон предусматривает принятие целого ряда правовых актов. Например, перечня видов краба в определенных районах добычи для выделения нового вида квот или требований к судам – объектам инвестиций. Бизнес волнует организация работы нового закона: риски, связанные с электронной формой торгов, готовность отечественного судостроения к выполнению заказов. Вопросы вызывает и требование к началу строительства судна. Пока регулятор предлагал, чтобы киль был заложен не раньше даты заключения договора на долю квоты.

По данным президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Германа Зверева, средние цены на предложенные Росрыболовством виды крабов разнятся от $7-8 до $18-20 за 1 кг. Таким образом, от продажи 5,5 тысячи тонн ресурса, предлагаемого на аукционы, можно выручить от $38,5 млн до $110 млн (от 2 до 7 млрд рублей). В целом, исходя из текущих цен, за 15 лет доход от продажи всего объема предлагаемых на аукцион крабов может достичь около 100 млрд рублей. Ранее в Росрыболовстве предполагали, что «маржа» при проведении аукционов составит 82 млрд рублей.

Таким образом, в среднем стоимость одного лота на торгах может вырасти в 4,5-7,5 раза. Однако представители отрасли на Дальнем Востоке предполагают, что 31 лот в 4,5 тысячи тонн – слишком большой объем для региона, он может обрушить рынок. Конкуренция на торгах будет серьезная – вопрос в том, хватит ли средств у участников. Кроме того, беспокоит вопрос прозрачности самих торгов.

Процедура проведения электронных торгов пока совершенно неясна, подтверждает Герман Зверев. Кроме того, указывает он, непонятно, будет ли контракт на строительство судна основанием для допуска к аукциону и обязательным условием для предоставления права на добычу. Среди требований к судам-краболовам, помимо длины, фигурируют валовая вместимость не менее 1 тысячи регистровых тонн и емкость трюмов не менее 300 кубометров, говорится в материалах Росрыболовства. В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) говорят, что суда подобного типа сегодня в России строятся на заводе «Пелла». Там затруднились оценить стоимость строительства исходя из трех характеристик. Средняя цена может быть на уровне около $30 млн за судно (около 2 млрд рублей). Строительство подобных судов может занимать до двух лет.

Ранее сообщалось, что закон заработает не ранее следующего года. Однако спешный темп принятия изменений в федеральное законодательство, похоже, не будет снижаться.

Источник