Разработчики стратегии развития Южно-Сахалинска понюхали смог и представили планы
В Южно-Сахалинске обсудили стратегию пространственного развития города — это одна из частей стратегической документации, которую разрабатывают в рамках нового генерального плана, правил застройки и базовых архитектурных требований. Сам объемный, подробный и буквально пообъектный план того, как будет развиваться Южный, представят в 2022-м, а пока проектировщики из "Института генплана Москвы" рассказали об общих концепциях, планах и направлениях, а также о том, как они все это придумали и рассчитали. В целом доклад был похож на презентацию "города 2.0", который недавно показали Юрию Трутневу. Но кроме общих слов и плюс-минус далеких планов содержал довольно много конкретики — выделенки и веломаршруты на Мира, развитие улиц-дублеров, интенсивное жилищное строительство, развитие "локальных центров социальных услуг" в районах дачной застройки и на периферии городской агломерации.
— Некоторое время назад мы собирались и обсуждали пять направлений развития городского округа, были стратегические сессии, работали группы жителей и профессионалы. По результатам этой работы проектировщики подготовили финальную версию стратегии пространственного развития. Сейчас мы находимся на третьем этапе масштабной работы — первыми были как раз сбор исходных данных и обсуждение, — анонсировал доклад главный архитектор города Максим Ефанов.
Проблем у города, признали московские проектировщики, достаточно много — это и железная дорога, разделяющая его на две плохо связанные части, и неразвитость инфраструктуры, из-за которой жители вынуждены постоянно ездить из "спальных районов" в места концентрации рабочих мест, спортивных и социальных объектов. В том числе из-за этого, признали авторы генплана, Южно-Сахалинск стоит в пробках — вместе складываются вынужденная маятниковая миграция жителей и отсутствие развитой дорожной сети. Улицам города, признали они, недостает разнообразия — въезд в город с запада один, с севера — один. Варианты, если и есть, то они минимальны.
— Необходимо создавать систему дублёров и альтернатив. Чтобы у человека, который въезжает из Анивы, не было необходимости затыкаться на улице Сахалинской, которую многие жители считают самой сложной и загруженной в городе, — выступил руководитель проекта, архитектор Захар Шуклин.
По пути создания многовариантности пойдут и в социальной сфере — в каждом СНТ дом культуры не построишь, но можно создать некие локальные центры, которые позволят закрыть базовые потребности жителей в социальных услугах и культуре.
Кстати, о дачниках: в рамках работы над новым генпланом серьезной переработке подвергнется трассировка двух перспективных улиц — так называемого западного объезда и нового участка Горькой на юг. Их будут проводить так, чтобы не задеть существующую малоэтажную застройку города. Как это будет сделано, не совсем ясно — надо обойти дома, но при этом сохранить в рамках экономические и транспортные (вроде кривизны поворотов) параметры объектов. Работу над этим специализированный отдел "Института Генплана" будет вести в течение ближайших месяцев. Коллега Шуклина Григорий Мустафин, обмолвился только, что в случае с Горького они не исключают того, что придется забраться в горы — отклониться на восток, возможно, даже срезать часть склонов.
Кроме того, в транспортном блоке прозвучали идеи о строительстве дублера проспекта Мира — от Ново-Александровска до городского парка. Это, видимо, развитие идеи с улицей Комсомольской. Осторожно сказали про создание выделенных полос для общественного транспорта — первый подобный объект надеются растянуть на Мира, от северных планировочных районов к улице Украинской. Также в планах новые участки улицы Железнодорожной (на север) и создание альтернативного въезда в город — продление или Пограничной или проспекта Победы на запад, до существующего объезда Южно-Сахалинска. Так можно будет разгрузить пресловутую Сахалинскую и распределить поток машин, едущих в центр города.
Чуть-чуть зацепили железную дорогу — если в двух словах, с ней беда. Пока она существует фактически отдельно от города и никак в него не интегрирована, к тому же, несовершенные одноуровневые переезды серьезно тормозят городской трафик. В приоритете, отметил Григорий Мустафин, создание современной инфраструктуры на Сахалинской и Ленина — сегодня эти два переезда загружены больше всего и их проблемы будут решать в первую очередь.
Чуть-чуть рассказали про велопешеходную инфраструктуру — сейчас в планах как минимум три протяженных маршрута для тех, кто машине предпочитает велосипед или выбирает пешие прогулки. Первую трассу наметили от Лугового в центр города, вторую — из центра по Мира к "Сити Моллу", а третий проект предполагает благоустройство троп и тропинок в горах на востоке от Горького. Это предложение в зале встретили с возмущением — "не трогайте наши сопки, хватит рубить лес".
— Мы получили по транспорту больше всего предложений и видим, что в городе есть две радикально настроенных группы граждан — автомобилисты и те, кто видят его как велосипедно-пешеходный. И их идеи зачастую противоположны, необходимо между ними искать некий баланс, — обозначил точку транспортного водораздела Григорий Мустафин.
Коснулись экологии — о проблемах с ней проектировщики узнали лично. 19 декабря было довольно холодно, запах смога, прибитого к земле холодными потоками, чувствовался во всем городе. В планах у генплана продолжение работы по газификации (в том числе в СНТ), создание экобульваров на проспекте Мира и улице Ленина, развитие новых парков (например "южный филиал парка Гагарина на реке Еланьке, парки в Дальнем и Ново-Александровке), благоустройство и укрепление русел рек. Особенно много внимания уделяют Сусуе — в ее долине хотят создать лесной парк. Кроме чисто эстетической, будет у него и практическая задача — там обустроят систему открытых резервуаров-прудов-водохранилищ, которые смогут собирать обильные осадки и спасать западную часть города от периодических подтоплений.
Остановились и на жилье — перспективные районы на землях МЧС, на севере Ново-Александровска, район 4.0 на месте промзоны на западе. Кроме квартир надеются на создание новых рабочих мест — для этого запланирован логистический проект аэросити, образовательный квартал на Больничной, технопарки Всего в рамках реализации проекта развития города, признались архитекторы, они надеются на возведение приблизительно 4,3 миллионов квадратов современного жилья. В целом в рамках генплана предполагается рост населения города приблизительно на 40 тысяч человек — с нынешних 200-210 до 248.
Работа над генеральным планом сейчас продолжается — создан даже специальный портал, где собраны предложения жителей. Сбор идей и критики, заметили представители института, сейчас активно идет.
Кроме собственно проектов и наработок во время обсуждения подрядчики представили развернутый рассказ о том, как они создавали все эти концепции. О пяти вариантах развития города, 1800 предложениях от горожан, нескольких стратегических сессиях, анализе, который вели на основе данных от сотовых операторов и информации о загруженности перекрестков. Учли даже возможное строительство мостового перехода и реализацию проекта по модернизации порта Корсакова.