Приморские поисковики обнаружили пропавший без вести в 1941 году бомбардировщик ДБ-3

В ходе поисковой разведки в Партизанском районе участники поискового объединения «АвиаПоиск» установили место падения советского бомбардировщика ДБ-3 из состава 50-го смешанного бомбардировочного авиаполка ВВС Тихоокеанского флота.

История поисков этого самолета началась еще в 2009 году, когда в документах Центрального военно-морского архива поисковики изучили информацию о происшествии 27 ноября 1941 года: из-за резкого ухудшения метеоусловий на авиационном полигоне самолет ДБ-3 № 392210 с моторами М-87А № 1858 и 181 (пилот – старший лейтенант Николай Ясырев) не вернулся на свой аэродром. Через год состоялась беседа с бывшим авиационным техником 50-го авиаполка, ветераном Великой Отечественной войны Борисом Никитиным, который лично знал экипаж и поделился своими воспоминаниями о трагедии.

Архивный аварийный акт раскрывает подробности: «27.11.41 года старший лейтенант Ясырев летел в паре с лейтенантом Сарыковым на воздушную стрельбу, к 11:00 сильным южным ветром был снесен в район Виноградовка – Анучино. К этому же времени вследствие прохождения областей низкого и высокого давления начала резко ухудшаться погода. К 11:30 появилась низкая облачность 7-8 баллов. Экипаж Ясырева, видимо, потерял детальную ориентировку, начал ее восстанавливать хождением по кругу в районе Виноградовки, после чего с курсом 150° с набором высоты пробивая облачность. Летчик Сарыков, видя, что в облачности ему не под силу, отошел от командира звена Ясырева и произвел посадку 6 км южнее дер. Виноградовка. Дальнейшие действия и судьба экипажа Ясырева не известны. Организованный поиск самолетами 25, 26, 27, 28, 29 ноября и 1 декабря 1941 г. никаких результатов не дал».

Как оказалось в результате разведки, место падения самолета находится в тайге – в 30 км на юго-восток от села Виноградовка, над которым последний раз и видели машину. По характеру удара можно судить о том, что самолет упал вертикально вниз, так как площадь разброса обломков не превышает 40 на 40 метров. Вероятнее всего, причинами могли стать обледенение самолета или почти полная выработка топлива из-за потери ориентировки во время снегопада.

На месте были обнаружены фрагменты парашютных систем, пуговица от морской формы, пряжки ремней и фрагмент двигателя М-87 с заводским номером. Именно по нему удалось идентифицировать бомбардировщик. Человеческих останков в ходе предварительной полевой разведки обнаружено не было, что говорит о двух версиях. Останки были в поздние годы захоронены на месте падения охотниками. Или же тела экипажа при ударе могло отбросить на расстояние до 50 метров от эпицентра удара.

«В ближайшее время на место катастрофы будет организована большая экспедиция с целью максимальной очистки территории разброса обломков и поиска места нахождения останков экипажа: летчика, старшего лейтенанта Николая Константиновича Ясырева, штурмана, старшего лейтенанта Сергея Ивановича Зорина, стрелка-радиста Шашкова и стрелка Усенко», – сообщают поисковики.

Источник