Преференции для новых проектов на Курилах продлили на 10 лет

Законопроект о налоговых преференциях для новых проектов на Курильских островах вчера был рассмотрен Правительством РФ. Срок применения ранее называвшихся льгот — освобождение от налогов на прибыль, транспорт, землю и имущество, снижение ставки страховых взносов — увеличен вдвое, до 20 лет. Как сообщает "Коммерсантъ", в правительстве ожидают, что это привлечет инвесторов, для которых открытие нового бизнеса в силу специфики Курил может стоить значительных затрат. В бизнес-сообществе отмечают, что кроме налоговой необходимо решать проблемы инфраструктуры и дефицита кадров на островах.

Правительство на заседании в пятницу рассмотрело проект изменений в Налоговый кодекс о преференциях для новых проектов на Курильских островах. Необходимость льгот премьер-министр Михаил Мишустин объяснил удаленностью Курил от материка, неразвитой инфраструктурой и тяжелыми климатическими условиями, которые "отпугивают предпринимателей — требуются слишком большие вложения для открытия нового".

Набор льгот уже был известен, вопрос заключался лишь в сроке их действия. Изначально говорилось о десяти годах, но Минвостокразвития предлагало увеличить срок вдвое — этот вариант и вошел в рассмотренную версию проекта. Речь идет об освобождении компаний от уплаты налогов на прибыль, на землю, транспорт и имущество на 20 лет с момента регистрации. Предусмотрена и возможность применения пониженных страховых взносов в 7,6% вместо 30%. Также на территории Курил будет введен режим свободной таможенной зоны: на операции с товарами, ввезенными из третьих стран, не будет начисляться НДС.

Как пояснил глава Минфина Антон Силуанов, льготы будут предоставляться бизнесу автоматически — для этого нужно лишь соответствовать нескольким условиям.

Во-первых, у компании не должно быть обособленных подразделений за пределами Курил. Также они не должны заниматься посреднической деятельностью, переработкой и производством подакцизных товаров, добычей углеводородов, выловом ценных видов ракообразных. При этом доля доходов от пассивной деятельности (проценты, дивиденды) не должна превышать 10%. Такие ограничения, пояснил Михаил Мишустин, нужны для того, чтобы "не допустить возникновения на Курилах новой офшорной зоны, чтобы туда не бросились те, кто хочет лишь минимизировать налоги".

Льготы схожи с действующими на территориях опережающего развития, одна из которых работает и на Курилах. Однако эффективность этих "льготных" территорий уже ставилась под сомнение: прорывного эффекта, отмечала Счетная палата, они не дали. В случае с Курилами ситуация осложняется логистическими трудностями, дефицитом энергоресурсов, слабой заселенностью островов (около 20 тыс. человек), а также политическими спорами вокруг них. Япония уже заявляла, что введение особой экономической зоны не совпадает с позицией Токио, а "совместная экономическая деятельность не должна противоречить позициям двух стран".

Новшества неоднозначно оценили даже курильские чиновники, которые, с одной стороны, ожидают создания новых производств, с другой — беспокоятся за выпадающие доходы бюджета.

Мэр Курильского района Вадим Рокотов в интервью "РИА Новости" предупреждал также, что затормозить развитие бизнеса может излишнее администрирование пограничных вопросов.

По мнению гендиректора Центра международных и сравнительно-правовых исследований Екатерины Салугиной-Сороковой, у инициативы "большие перспективы стать привлекательным режимом", но важное условие — какой бизнес сможет там работать с учетом специфики региона и ограничений. Альтернативными формами поддержки, по ее мнению, могла бы стать компенсация части капитальных затрат, расходов на инфраструктуру и энергоресурсы, а также процентов по кредитам.

Как отмечает глава "Опоры России" Александр Калинин, наиболее острым вопросом для бизнеса на Курилах остается нехватка кадров: "Вводя такие льготы, нужно подумать, откуда приедут люди, которые будут работать на новых предприятиях, и какие преференции им можно предоставить. Сейчас там работать практически некому". Также, по его словам, проблемным моментом остается инфраструктура, прежде всего — портовая, которая нуждается в восстановлении.

Источник