Правительство России утвердило скидку 25% на электромобили, но воспользоваться ею нельзя

Электромобили попали в обновлённые госпрограммы льготного автокредитования, которые были запущены в июне. Так, государство готово предоставить скидку в 25% на покупку экологически чистой машины жителям в любом регионе России. Однако проблема заключается в том, что такие авто в нашей стране до сих пор не производят, а, соответственно, воспользоваться скидкой не получится.

Постановление, подписанное Михаилом Мишустиным, появилось на сайте кабмина 28 июня. Банки, выдающие льготные автокредиты семьям с детьми и медработникам, получат средства от государства на возмещение выпадающих доходов. Субсидию получат те, кто предлагает займы со скидкой 10% от стоимости автомобиля семьям, воспитывающим хотя бы одного ребёнка, сотрудникам медицинских учреждений, а также сдавшим автомобиль в трейд-ин в счёт уплаты первоначального взноса. При этом для жителей Дальнего Востока скидка должна составлять 25% от цены новой машины.

Вместе с тем максимальная стоимость автомобиля, который можно взять в кредит, увеличивается с 1 млн до 1,5 млн рублей. Всего на новую программу в этом году направлено 22,5 млрд рублей.

Однако сам текст документа содержит ещё и упоминание скидки в 25% на электромобили, собранные в России. Но воспользоваться этой скидкой жители страны не смогут. Электрокары поступают сюда только из-за рубежа.

Иностранные автоконцерны, имеющие мощности в России, возможность локального производства «электричек» не рассматривают, пишет «Российская газета». Единственным электромобилем была Lada Ellada, которую в 2013 году выпустили единственной партией в 100 штук. Отклика со стороны корпоративных клиентов этот автомобиль не нашёл, и проект был свернут. Его рыночная стоимость на момент создания оценивалась в 1,25 млн рублей.

Как говорит аналитик портала Drom.ru Евгений Политкун, возможно, правительство рассчитывает, что производители начнут выпускать электрические автомобили на территории России. И в данном случае субсидия на покупку электромобиля – скорее, сигнал им, чем потребителям.

Министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев отмечал, что нулевая ставка пошлины устанавливается с учётом скачка курсов национальных валют и отсутствия внутреннего производства, а также для создания стимулов по формированию необходимой инфраструктуры.

Беспошлинный режим будет действовать до 31 декабря 2021 года включительно и применяться как юридическими, так и физическими лицами. Ранее ставка на ввоз «электричек» для юрлиц составляла 15%, а «физики» уплачивали пошлину в размере 48-54% от таможенной стоимости, что фактически являлось заградительным барьером для покупки электромобилей.

Так, за первый месяц действия нулевой ставки продажи электромобилей на Drom.ru, в частности, выросли на 32%, а общее количество предложений увеличилось на 30% по сравнению с февралем 2020 года. В основном это подержанные автомобили Nissan Leaf и Mitsubishi Minicab MiEV. Больше всего таких машин приобрели приморцы. В целом, по данным агентства «Автостат», вторичный рынок электромобилей в мае увеличился на 19% до 295 единиц.

Но на рынке новых электрокаров снижение пошлин ещё не сказалось – они по-прежнему продаются в единичных экземплярах. Так, в мае россияне купили лишь 15 новых машин на электротяге, тогда как в апреле, то есть до обнуления таможенных ставок, было реализовано 24 таких автомобиля. Наибольшим спросом пользуется Nissan Leaf, в тройку лидеров продаж также входят Tesla Model X и Jaguar I-Pace, при том что официально из этих моделей в нашу страну поставляется лишь Jaguar. Это премиальный кроссовер, и он единственный на рынке подешевел после установления нулевых пошлин на 300 000 рублей. А вот другие производители, предлагающие электрические модели в нашей стране, о снижении цен не объявляли.

По словам директора по развитию компании «Рольф» Владимира Мирошникова, новинки электромобилей в России на сегодняшний день не рассчитаны на массовые продажи. Здесь низкий спрос на электрокары, поэтому многие производители не рассматривают нашу страну как перспективный рынок. Поэтому в Россию в основном поступают модели премиум-класса, у которых своя целевая аудитория.

Потенциал роста пока демонстрируют только машины «б/п РФ». В прошлом году россияне купили 3,3 тысяч подержанных автомобилей на электротяге, тогда как новых «электричек» было реализовано почти в 10 раз меньше – 350 единиц. Всего же по российским дорогам колесят 6,3 тысяч автомобилей с нулевым выхлопом, гласят данные «Автостата» по состоянию на начало 2020 года.

В то же время во многих зарубежных странах продажи электромобилей измеряются уже десятками и даже сотнями тысяч штук в год. А безусловным лидером по «электрификации» автопарка является Китай, где ежегодно продается свыше миллиона «зелёных» машин. Сейчас китайские власти даже прекратили поддерживать приобретение электрокаров на государственном уровне, поскольку из стало слишком много.

Но на сегодняшний день российские покупатели делают выбор в пользу электромобилей отнюдь не по экономическим соображениям. Они дороже массовых автомобилей, а их обслуживание, особенно в северных частях страны, оказывается совсем недешёвым. К тому же по-прежнему нет инфраструктуры для этих авто.

Электрокары Tesla за рубежом покупают, потому что компания сама строит заправки для них. Кроме того, в США есть обеспеченные люди, которые могут себе позволить такую машину. Для России же нужна не только соответствующая инфраструктура, но и доступная цена около 1 млн рублей. Тогда люди начнут массово покупать электромобили.

Источник