Правительство готовит новое повышение утилизационного сбора на автомобили — со следующего года он может вырасти на 110%

В правительстве обсуждают новое повышение утилизационного сбора на фоне последнего снижения импортных пошлин. Заградительная мера призвана сохранить барьер для ввозимых в страну иномарок на уровне 30%, то есть исходной ставки пошлин.

Утилизационный сбор может существенно вырасти с 1 января 2020 года, сообщает «Коммерсантъ». Индексацию предлагает Минпромторг, чтобы сохранить барьер для импорта автомобилей после очередного – и последнего – снижения пошлин на ввоз готовых машин в РФ. В среднем ставки сбора, по предварительным расчетам, могут вырасти на 80%, в легковом сегменте – на 110%. В последний раз утильсбор повышали в 2018 году, что привело к росту цен на автомобили. По оценкам аналитиков, на фоне чувствительности покупателей повышение будет постепенным, на 2-4%.

До 1 сентября ввозные таможенные пошлины на новые иномарки составляли 17%, на подержанные – 22%. С 1 сентября на новые машины ставка равна 15%, на автомобили с пробегом – 17%.

Минпромторг подготовил и направил в правительство предложения по очередному повышению ставок утилизационного сбора на машины с 1 января 2020 года. Индексация нужна для сохранения нагрузки на импорт автомобилей после сентябрьского снижения ввозных пошлин, говорят источники «Коммерсанта». Повышение ставок призвано сохранить барьер для импорта на уровне 30% от стоимости, то есть на уровне исходной ставки пошлин.

Утильсбор ввели в 2012 году, на рынке его всегда трактовали как компенсацию снижения пошлин после вступления РФ в ВТО. Сначала сбор платили только импортеры, но с 2014 года его формально распространили на весь рынок, а локализованным в РФ автоконцернам выписали взамен промышленные субсидии. Компенсация происходит автоматически при каждом увеличении сбора. За январь-май 2019 года, по данным «Автостата», доля импортных машин на рынке РФ составила 15% (в 2018 году, по данным PwC, – 16%).

Как сообщил VL.ru депутат Госдумы Алексей Корниенко, Минпромторг дал официальный ответ о собранных с 2012 года средствах с помощью утильбора – сумма составила 861,6 млрд рублей. Ранее выяснилось, что утильсбор не направляется напрямую на компенсацию вреда экологии, а скидывается в «общий котел», откуда расходуется «в том числе на социальные нужды».

До 2018 года утилизационный сбор тоже не стоял на месте – его индексировали на 65% в 2016 году. В правительстве объясняли это девальвацией рубля, но незадолго до этого импортные пошлины по договоренности с ВТО тоже снижались.

В 2018 году индексация сбора достигала 90% для некоторых моделей. После этого увеличились и цены на автомобили. Эффект от повышения утильсбора в 2018 году составил 39,3 млрд рублей, говорилось в пояснительной записке к проекту бюджета 2019 года, сбор от импортных автомобилей составил 49,4 млрд рублей, от произведенных в РФ – 159,6 млрд.

Вопрос очередной индексации утильсбора российские концерны поднимали на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака еще в декабре 2018 года под предлогом якобы снижения поступлений от него в бюджет. Повышение ставок утильсбора в 2019 году, по оценкам Минпромторга, в среднем составит около 80%, говорит один из источников «Коммерсанта». Другие собеседники уточняют, что индексация вновь будет неравномерной. Так, на легковые автомобили рост составит в среднем 110%, минимальной индексация будет для машин с объемом двигателя меньше литра (около 46%), максимальная – с двигателем более 3,5 литра (145%).

Расчеты Минпромторга еще должны оценить в ФТС, также нужно учитывать фактор акциза, который рассчитывается от мощности автомобиля (в лошадиных силах), исполняя, как и утильсбор, роль барьера для импорта. Его принимали во внимание при индексации 2018 года. Решение о величине сбора появится к декабрю.

Утильсбор заложен в стоимость всех автомобилей, в том числе и произведенных в РФ, его доля в цене составляет несколько десятков тысяч рублей. Удорожание импортных автомобилей на фоне повышения ставок сбора может потянуть за собой рост цен и на локализованные машины, потому как прямых компенсаций утильсбора формально нет. На фоне снижения доходов населения резкое повышение цен отпугнет покупателей, поэтому ряд концернов пойдет на постепенное повышение – в целом на 2-4%.

Отметим, что для Дальнего Востока это, конечно, больная тема. За последние несколько лет Владивосток, например, покинул ряд автодилеров. Последней буквально на прошлой неделе закрылась «Даль-Лада», официальный дилер концерна «АвтоВАЗ». Также ушли Renault, GM, Ford, и Kia. О повышении ставки приморцы говорят однозначно – это очередной удар по региону, где повышается все, кроме уровня жизни.

Источник