Последний рейс: Самые крупные авиакатастрофы Бурятии

Мы завершаем рассказ о самых трагичных, громких и необычных авиапроисшествиях, случившихся в Бурятии. Напомним, что за последние 80 лет в небе над республикой произошло около 50 ЧП. О некоторых из них мы вспомнили во время нашей экспедиции в Тарбагатайский район.

Речь шла о катастрофе вертолета Ми-4 возле села Селенга, падении трофейного «Юнкерса», крушении бомбардировщика Ил-4 возле Тальцов и нескольких ЧП, случившихся на севере Бурятии.

Трагедия на Святом Носу

Перечисляя ЧП, так или иначе связанные с Нижнеангарском, где почти месяц назад совершил жесткую посадку Ан-24, мы упомянули и авиакатастрофу, которая считается самой страшной в истории Бурятии. На ней и остановимся.

Днем 14 июня 1981 года из аэропорта Северомуйска вылетел пассажирский самолет Ил-14, на борту которого находились 4 члена экипажа и 44 пассажира, в числе которых были 13 детей. Посадку борт должен был совершить в аэропорту Нижнеангарска. Однако тот оказался закрыт по метеоусловиям. Экипаж развернул борт на аэропорт поселка Усть-Баргузин.

Последний рейс: Самые крупные авиакатастрофы Бурятии

Так выглядел Ил-14

По официальным данным, на маршруте действительно была сложная метеорологическая обстановка – облачность и дождь. Тем не менее ничего чрезвычайного комиссия, расследовавшая ЧП, все-таки не отметила. Обстановка в воздухе соответствовала уровню подготовки командира воздушного судна. К сожалению, при приближении к Баргузину, экипаж допустил ряд ошибок – не использовал имеющиеся в наличии радиотехнические средства и не сообщил о своем точном местонахождении диспетчерам Улан-Удэ и Усть-Баргузина. В 16:00 самолет приступил к снижению. При этом экипаж даже не подозревал, что в условиях облачности он уклонился от линии маршрута на 32 (!) км. То есть пилоты, не зная, где находятся, продолжали снижение. В свою очередь, диспетчер Усть-Баргузина не смог своевременно предупредить об отклонении из-за неустойчивого сигнала радиопеленгатора. При выходе на визуальный полет экипаж совершил еще одну, уже роковую ошибку - принял берег полуострова Святой Нос за материковую часть и уверенно начал разворот. Ровно через 20 минут самолет на всей скорости врезался в склон горы Святого Носа. При столкновении Ил-14 полностью разрушился и сгорел. В катастрофе погибли все 48 человек, находившихся на борту.

Гибель уйгурской делегации

Несколько лет назад мы рассказывали о поисках самолета Ил-12, который разбился неподалеку от Кабанска. Напомним, что тогда наша экспедиция прошла вдоль реки Кабаньей и исследовала несколько горных вершин, где предположительно упал самолет. Нам удалось найти ориентиры, оставленные военными альпинистами и спасателями, работавшими в зоне поиска, обнаружить тропу, по которой спускали грузы с Ил-12. Но, к сожалению, обломки самолета обнаружить не удалось. По всей видимости, их плотно замаскировал стланик, выросший на месте падения.

Наш интерес вызвала сама история ЧП - она была довольно загадочной. Дело в том, что на борту Ил-12 находились члены правительства самопровозглашенной Восточно-Туркестанской республики (иное название – Уйгурской). Эта республика была образована в годы войны и являлась независимым государством на территории современного Китая. По окончании Второй мировой войны судьба республики должна быть решена на переговорах в Пекине. Однако после гибели правительства Уйгурской республики в катастрофе над Хамар-Дабаном вопрос был решен однозначно – Восточный Туркестан вошел в состав Китая.

Вообще в этой истории много загадок. Например, почему самолет, вылетевший из Алма-Аты, на целые сутки был задержан в Красноярске, почему вместо Иркутска, где он должен был совершить промежуточную посадку, вдруг повернул на Читу? Загадкой остается и то, почему экипаж самолета, уже летевший над Бурятией, вдруг внезапно запросил иркутских диспетчеров, а те предложили «подождать со связью».

Версии можно строить самые разные. Известно только то, что утром 25 августа 1949 года самолет, находясь на высоте 1200 м в долине реки Кабанья, внезапно стал разворачиваться (почему экипаж повернул обратно, остается еще одной тайной). При этом задел крылом деревья на вершине горы, перевернулся на спину и на огромной скорости врезался в склон. Все пассажиры и члены экипажа (14 человек) погибли на месте. Обломки самолета были обнаружены через 4 дня. На место ЧП были отправлены военные альпинисты, которые эвакуировали с Хамар-Дабана около 600 кг секретного груза и вывезли тела погибших.

ЧП с секретным самолетом и посадка на Котокель

В годы войны над территорией Бурятии перегоняли самолеты. В том числе и секретные. И порой они падали. Так, например, случилось в сентябре 1943 года, когда в Кижингинском районе разбился самолет-амфибия Ш-2. По тем временам это был таинственный самолет, о котором мало кто знал.

Последний рейс: Самые крупные авиакатастрофы Бурятии

Секретный самолет-амфибия Ш-2

Амфибия Ш-2 неожиданно загорелась над Хамар-Дабаном. Пилот, планируя вниз, попытался сбить пламя. Поняв, что не получается, экипаж пошел на посадку в лощине между двух сопок, близ колхоза им. Энгельса. Посадка получилась жесткой – бензобак был пробит, горючее разбрызгалось, самолет был тут же охвачен огнем. После остановки экипаж выскочил из самолета, срывая с себя горящую одежду. На место ЧП был выслан санитарный борт, который забрал пострадавших. Однако пилота спасти так и не удалось – на следующий день он умер от ожогов в одной из больниц Улан-Удэ.

Крупное происшествие случилось в январе 1951 года в Прибайкальском районе. Тогда там в экстренную ситуацию попали сразу пять самолетов По-2, которые один за другим вылетели из Баргузина в направлении Улан-Удэ. Над Туркой самолеты попали в сильную метель.

Первый из бортов все-таки нашел просвет в облаках, пролетел вдоль реки Турки, отклонившись от маршрута на 75 км, и в конце концов благополучно достиг Улан-Удэ, затратив на полет вдвое положенного времени. Благополучно добрался до столицы Бурятии и второй По-2. Он прошел на бреющем полете над озером Котокель, дал круг над деревней Черемушки. Затем, когда видимость улучшилась, продолжил полет до Улан-Удэ.

Третий По-2 пытался совершить тот же маневр. Однако к тому времени погода совсем испортилась, просветов уже не было, и борт сел прямо на лед озера Котокель. Четвертый самолет принял решение возвращаться в Баргузин и развернулся над Туркой. В районе Максимихи видимость ухудшилась настолько, что экипаж пошел на экстренную посадку прямо на лед Байкала. Самолет сел благополучно.

Сесть на Байкал попытался и пятый По-2, который так же развернулся в сторону Баргузина. Но на этот раз все было гораздо трагичнее. В условиях плохой видимости По-2 свалился в штопор и врезался в лед в 9 км северо-западнее Горячинска. Самолет пробил прорубь и мгновенно затонул вместе с пилотом и двумя пассажирами на глубине 5 м. На льду остались только оторванные крылья. Причинами ЧП, как посчитала комиссия, стали дезориентация пилотов в метели и неверная оценка метеообстановки.

Гибель полярного самолета

Были в Бурятии и другие ЧП с самолетами и вертолетами. Например, в сентябре 1965 года в 32 км от Улан-Удэ разбился Ан-12, приписанный к Полярной авиации. Самолет вылетел из Ташкента с 10 тоннами винограда на борту. Промежуточная посадка была запланирована в Иркутске. Однако аэропорт оказался закрыт по метеоусловиям. Ан-12 повернул на Улан-Удэ. К сожалению, экипаж не просчитал рельеф местности по картам и схемам, не учел, что на маршруте иное давление воздуха. Пилоты пошли на посадку по стандартному давлению. Уверенно выйдя на горизонтальный полет на высоте около 1200 м и продолжая снижение в облаках, самолет столкнулся с таежным склоном, полностью разрушился и сгорел. В катастрофе погибли 8 человек.

Смертельный выстрел

В свое время громкий резонанс вызвало ЧП в Закаменском районе, случившееся в июне 1980 года. Тогда в районе села Мыла по вертолету Ми-8 был произведен выстрел с земли. В результате был убит бортмеханик. В июне 1971 года ЧП случилось прямо в Улан-Удэ. Во время тренировочного полета (экипаж Ан-24 отрабатывал навыки аварийного пилотирования) ситуация вышла из-под контроля. Полет действительно получился аварийным, а самолет стал падать на город. Благодаря самоотверженным действиям экипажа пилотам удалось отвести борт от домов и сесть на остров Богородский. При посадке самолет сгорел, экипаж получил ранения. Крупная катастрофа с большим числом жертв случилась в Бурятии в апреле 1988 года. ЧП произошло в 74 км от Багдарина, где разбился самолет Л-410. Известно, что борт столкнулся с горой во время снижения. В катастрофе погибли 17 человек. Причиной ЧП стали условия ограниченной видимости – самолет садился в сильную метель.

Читать далее

Источник