Поисковики установили памятные таблички на местах гибели военных самолетов
Сахалинские поисковики установили памятные таблички на местах гибели военных самолётов.
Поисковики работали на местах катастроф военных самолётов в Тымовском и Смирныховском районах.
"В Тымовском районе для этого нам пришлось пройти более 7 км вдоль железной дороги. Место падения находится в 50 метрах от железной дороги Южно-Сахалинск — Ноглики, на 513 км+650 м. На месте падения самолёта глубокая длинная воронка, вокруг которой разбросаны фрагменты самолёта, рядом один из двигателей АШ-82фн, виновник трагедии. Левый двигатель с заводским номером 8292831", — рассказывает активист "Поискового движения России" Алексей Охрименко.
По архивным документам установлено, что 8 апреля 1946 года в 454-м БАП, 334-й БАД произошла катастрофа, в результате которой разбился самолет Ту-2, заводской №2/30. Экипаж погиб.
Летчик, лейтенант Лобода, выполнял упражнение в составе звена, будучи левым ведомым. При возвращении с задания после 1 часа 20 минут полета, по заявлению свидетелей, возник пожар на левой винто-моторной группе. Самолет перешел в пикирование, врезался в землю в 10 км северо-западнее аэродрома Зональное, в 4-х км западнее Кировска и разрушился.
Летчик выбросился на парашюте, но запутался в куполе. Штурман выбросился на парашюте, но кольца не выдернул. Воздушный стрелок-радист и воздушный стрелок также выбросились на парашютах, но из-за малой высоты парашюты не раскрылись.
Экипаж: летчик, лейтенант Лобода Яков Михайлович, родился 04.04.1924 г. в с. Боровенька Ворошиловоградской области.
Штурман — лейтенант Шакиров Хаким Алимович, родился в 1920 году в Ташкенте.
Воздушный стрелок-радист — ефрейтор Комиссаров Николай Павлович 1925 г. р.
Воздушный стрелок — ефрейтор Глазков Алексей Петрович 1924 г. р.
Место захоронения экипажа пока не найдено, на кладбище с. Зонального много могил без табличек.
В Смирныховском районе возле с. Победино табличку установили на месте падения штурмовика Ил-10.
Работы на месте падения начались весной 2019 года, а продолжились осенью. Поисковики откачивали воду мотопомпой из воронки, перебирали глину — искали номерные детали крылатой машины и признаки присутствия экипажа на борту в момент падения. Чтобы найти заветный номер, пришлось полностью, до дна, выбрать все обломки из воронки и почти в самом конце работ нашли технологический лючок с номером 4129. Ранее на найденном прицеле были выбиты точно такие же цифры, но уверенности, что это заводской номер не было. Никаких признаков, что с самолётом погиб экипаж, найдено не было. Ни личных вещей, ни пряжек парашютной системы, лишь часть лётного планшета, прозрачный пластик от кармана для карты. Оставалась надежда, что лётчик и воздушный стрелок успели покинуть самолёт.
Несколько месяцев потребовалось, чтобы по номерам самолёта и двигателя установить экипаж.
Благодаря ЦАМО РФ удалось найти архивные документы в которых сказано: "29.06.1951 года в 973-м штурмовом авиационном полку произошла катастрофа самолёта Ил-10, 1894129, мотор АМ-42, 462124. Экипаж погиб, самолёт разбит".
Лётчик, старший лейтенант Закревский Яков Евтихеевич 1921 г. р., уроженец с. Головеньки Винницкой области УССР.
Начинал службу в 1940 году в 140-м гаубичном артиллерийском полку. В 1942 году поступил 3-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов УрВО. После чего в 1945 году направлен в 50-й запасной авиаполк КВО, Житомир.
Награжден медалями "За Победу над Германией", "30-лет Советской армии и флота", "За боевые заслуги".
Воздушный стрелок — младший сержант Хлебенков Василий Яковлевич.
Других сведений по воздушному стрелку и обстоятельствам катастрофы найти пока не удалось. Это уже третий самолёт, погибший с экипажем в 973-м ШАП.
После установки таблички в память о погибших экипажах прозвучали холостые выстрелы в воздух.
Также в Поронайском районе возле р. Хвойной и г. Маклая несколько лет назад активистам "Поискового движения России" показали фрагменты самолёта Ил-10.
Долгое время не было возможности снова попасть туда, но после возвращения почти сразу удалось найти лючок, через который заряжали авиационную пушку ВЯ-23 с цифрами 1030, которые означали заводской номер самолёта.
Было понятно, что самолёт дислоцировался на аэродроме села Гастелло в одном из штурмовых авиационных полков, но что произошло и какова судьба экипажа, было неизвестно. В ЦАМО РФ был отправлен запрос, ответ пришёл через несколько месяцев.
В архивной справке говорится:
"07.07.1949 г. в 14.34 в 9 км южнее аэродрома Гастелло (Южный Сахалин) произошла авария самолёта Ил-10 №1891030 из 1-й авиаэскадрильи 264-го ШАП 159-й ШАД.
Цель полёта — облёт самолёта после ремонта мотора (по кругу). На взлёте, в момент отрыва, мотор дал резкий перебой в работе, после чего стал работать нормально. На высоте 25-30 метров мотор вновь стал давать резкие перебои, чередуясь с нормальной работой, при этом с обеих сторон, в момент перебоев, наблюдались чёрные выхлопы. Через 1.5-2 минуты мотор отказал полностью. Лётчик произвёл вынужденную посадку с убранным шасси на горелый лес. Самолёт полностью разбит, подлежит списанию, мотор требует контрольной переборки. Экипаж невредим.
Согласно выводам комиссии, виновником аварии является завод-изготовитель".
Состав экипажа: командир звена — лейтенант Борисенко Леонид Никитович, 1921 года рождения.
Авиационный моторист — старший сержант Трефилов Виктор Фёдорович 1925 г. р.
Самолёт Ил-10 №1891030 изготовлен 29.04.1947 г. на заводе №18, мотор АМ42 №461412 изготовлен 04.02.1947 г. на заводе №24. Мотор прошёл восстановительный ремонт.
"Радует то, что не все места, где обнаружены фрагменты самолётов, связаны с гибелью лётчиков. На сегодня это уже третий аварийный самолёт, на котором мы работали. У нас есть информация о ещё двух самолетах, но места их падения мы пока не нашли, — рассказал руководитель Сахалинского регионального отделения "Поискового движения России" Артем Бандура.
Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проекта "Вечный полёт" на средства гранта правительства Сахалинской области, сообщает ИА Sakh.com со ссылкой на пресс-службу РО ООД "Поисковое движение России" в Сахалинской области.