Подводные дроны и автономные катера: разработчики во Владивостоке соревнуются в морской робототехнике

До чего дошёл прогресс – до отсутствия человека на борту аппарата, выполняющего сверхсложные задачи как в гражданских, так и в военных отраслях. Учёные и разработчики беспилотных аппаратов для изучения морских глубин со всей страны собрались во Владивостоке на третьих всероссийских соревнованиях по морской робототехнике «Аквароботех – 2020. Восточный бриз».

Их машины смогут найти и обезвредить мины, оценить состояние корпуса судна, проверить ледовую обстановку в Арктике и взять пробы со дна Марианской впадины. В разработке подводных беспилотников российским учёным нет равных, но они совершенствуются постоянно.

Для того, чтобы сравнить свои достижения с коллегами, продемонстрировать новейшие разработки и провести опытные погружения в открытой воде, 19 команд прибыли на научно-практическую конференцию, которая также является и соревнованиями. В них принимают участие расчёты Тихоокеанского, Балтийского, Северного и Черноморского флотов, частей центрального подчинения Минобороны, ФСО, Росгвардии, МЧС, команды Института проблем управления им. Трапезникова РАН, ООО «Современные морские технологии», Института проблем морских технологий ДВО РАН, АНО Центр технического творчества молодежи «Техносфера» и АО «Концерн «Моринсис-Агат».

«Наш институт является разработчиком и эксплуатантом автономных глубоководных аппаратов, – рассказывает Александр Зуев, член команды Института проблем морских технологий ДВО РАН. – Мы будет представлять новую серию – ИМТ-300. Наш институт научный, мы ведём перспективные разработки в области автономных подводных аппаратов и вообще морской робототехники. Сейчас этот аппарат будет проводить фото- и гидролокационную съёмку. В будущем мы планируем развивать эту тематику: обработка фотографий на борту аппарата, поиск объектов и даже оснащение этих аппаратов манипуляторами и системой распознавания объектов. Это процесс непрерывный. Каждый год идёт не просто разработка, а усовершенствование аппаратов, как «железа», так и «мозгов». Мы делаем свои технические разработки – каждый год проводятся научные исследования. Что-то новое появляется ежегодно. ИМТ-300 по сравнению с прошлым годом тоже обновлён. Конструкция та же самая, но новые элементы есть».

Разработка аппаратов, конечно, дело не одного дня. Александр на вопрос о том, сколько человек в команде, улыбается и говорит – все. Есть разработки по заказу ведомств и компаний, есть и инициативные. Но все они так или иначе связаны между собой и перекликаются.

Александр Абдуллов из команды Института проблем управления им. Трапезникова РАН показывает перед началом соревнований дебютную разработку аппарата «Прибой-1». Его винты расположены под углом 45 градусов, что позволяет машине зависать в любом пространственном положении.

«Он может установиться в определённом положении с помощью системы винтов – хоть поперёк, хоть по диагонали. Но при этом будет продолжать движение», – объясняет разработчик.

Команда МЧС состоит из 10 человек, в неё входят два подразделения: Центр по проведению спасательных работ особого риска «Лидер» и арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра». Это сильные специалисты с действующими наработками, которые используются в работе МЧС с 2012 года.

На соревнования они привезли малый робототехнический аппарат «Лидер-600» и средние аппараты «Мираж» и «Фалькон». Технику эту используют для поиска затонувших судов, подъёма фрагментов судна или предметов, которые необходимо подобрать с морского дна.

В соревнованиях принимают участие телеуправляемые и автономные необитаемые подводные аппараты разных типов. Есть винтовые, а есть глайдеры – то есть те, что приводятся в движение за счёт изменения плавучести. Отдельно представлены безэкипажные катера, которые, как объясняют сахалинские разработчики, нужны для обследования большой площади акватории. В зависимости от класса технике предстоит пройти различные этапы – «полосу препятствий» под водой, выход на определённые точки, проведение поисковых работ – например, надо найти якорь в мутной воде.

Соревнования проводятся на открытой воде Амурского залива, так что условия у команд практически приближены к «боевым». В первый день провести всю демонстрационную программу даже и не удалось – в обед поднялись сильный ветер и волны.

«Зачастую пользователи берут какой-то инструмент в руки и потихонечку с ним работают, – объясняет руководитель Национального центра развития технологий и базовых элементов робототехники Фонда перспективных исследований Олег Мартьянов. – Но сравнить себя с конкурентами, коллегами и партнёрами не могут. И их результаты могут быть противоречивы и необъективны. Для объективности оценок как раз и существуют эти конкурсы. В единых условиях разные команды могут сравнить свои аппараты, свою командную подготовку. Просто это работа пока ещё творческая: нормативные документы, методики и тактика применения этих аппаратов на сегодняшний день только формируется. В ходе соревнований как раз и отрабатывается этот вопрос.

Аппараты имеют не только военное, но и гражданское назначение. Они работают и в МЧС, и в ВМФ, и в гражданских отраслях. Целей много – поиск неразорвавшихся снарядов, контроль за донными кабелями, осмотр подводных трубопроводов и буровых вышек. Для водолазов это тяжёлый и невыносимый труд, те же вышки выносятся всё дальше. Управляемые комплексы – это огромная помощь в их работе. Мы когда-то думали, что роботы будут вкалывать вместо человека, но на самом деле они работают вместе с человеком».

Испытывать аппараты в открытой воде команды будут ещё три дня. Следующий этап «Аквароботеха – 2020» тоже пройдёт во Владивостоке, в сентябре. Тогда демонстрировать свои наработки будут уже студенческие команды.

Источник