Подлинную работу «Рафаэля Азии» и «монгольского Микеланджело» покажут артистам балета
В четверг, 22 апреля, в музее истории Бурятии им. М. Н. Хангалова пройдет уникальное событие. Специально артистам, танцующим в спектакле «Лик богини», покажут подлинную работу знаменитого Дзанабадзара. Его называют «монгольским Микеланджело» и «Рафаэлем Азии» за вклад в искусство. Как легенда о нем легла в основу бурятского балетного спектакля?
Он известен мировой художественной культуре как величайший скульптор буддийского мира. Его полное имя состоит из санскритских, тибетских и монгольских слов - Джецун Дамба Хутухту Ундур Геген Дзанабадзар (Занабадзар). Кроме таланта в живописи и художественном литье, ювелирном искусстве и поэзии, он был лингвистом и философом. Самое главное, что находил для всего этого время, являясь первым Богдо гэгэном - светским и духовным правителем Монголии. Неудивительно, что в рассказах о нем много легенд. В реальности, как к политику к Дзанабадзару неоднозначное отношение.
Из рода Чингисхана
Он родился в 1635 году в семье правителя халха монголов Тушет хана Гомбодоржа. Как потомок золотого рода Чингисхана с детства был предназначен не только к светской, но и духовной власти. Уже в четыре года его посвятили в духовное звание «гэгэн», что в монгольских языках значит «светлый». Мальчику дали двойное имя санскритского происхождения. «Дзана» от санскритского термина «дхъяна» - мудрость, обретаемая в медитации. И «Бадзар», что в санскрите одновременно означает алмаз и молнию, вобрав в себя сильные свойства того и другого. В сочетании имя Дзанабадзар можно перевести как «мудрость, обретенная в озарении».
Мальчика признали 19-м перерожденцем известного деятеля буддизма. Так, в пять лет Дзанабадзар стал главой буддистов халха монголов. Отец организовал в честь сына кочевую ставку — «ургу». Так и называли столицу Монголии в российских дореволюционных документах. Сами монголы называли ставку правителя Их-Хурээ – Большой монастырь. В 15 лет в 1649 году юноша отправился в Тибет. В его столице стал учеником Далай-ламы и получил звание Джебцун-дамба хутухту. Джебцун-дамба по-тибетски означает «высочайший». «Хутухту» - старомонгольское слово, современное значение которого - «реинкарнация, перевоплощенная личность». Затем он начал учиться у второго иерарха школы Гелуг Панчен-ламы. Его учителем был и знаменитый ученый - лама Дзая-пандита.
Дзанабадзар в совершенстве знал древнеиндийский поэтический трактат «Кавьядарша», написал комментарий на некоторые из его разделов. Разработав собственную теорию поэтического стиля, он писал свои стихи. Среди них самое известное благопожелание «Джанлабитсо-гзол» - мольба о любви и жизни без войн. Оно стало ежедневной молитвой, завершающей каждый религиозный ритуал.
Создатель алфавита
Во время учебы в Тибете талантливый юноша придумал монгольский алфавит соёмбо. По легенде, Дзанабадзар однажды ночью видел в небе похожие на буквы знаки, их он и включил в свою новую письменность. Ее название от санскритского термина сваямбху - «сотворение самого себя». В реальности, слоговая система соёмбо основана на древнеиндийской письменности деванагари. Форма букв восходит к индийскому письму ранджана. Отдельные символы напоминают традиционное монгольское письмо и орхоно-енисейские руны. Соёмбо — первая монгольская письменность, в которой применено направление письма слева направо, в отличие от предыдущих вертикальных систем.
Шрифт соёмбо, созданный Дзанабадзаром, был удобен тем, что облегчал транскрибирование слов санскрита и тибетского языка. Это позволило переводить с них на монгольский язык художественные и научные тексты. Дзанабадзар перевел на монгольский тибетский канон Ганджур, используя алфавит соёмбо. Сам написал множество религиозных книг и комментарии по многим религиозным и философским вопросам, вплоть до искусства храмового пения и призыва божеств-покровителей.
Специальный символ шрифта Соёмбо стал национальным символом Монголии и представлен на флаге Монголии, принятом в 1921 году, а также используется как нашивка на военную форму, изображен на деньгах, государственных печатях и т.д. На флаге Бурятии вынесены три элемента соембо — языки пламени, солнце и месяц.
Основатель монгольской буддистской архитектуры
Дзанабадзар изучал и теорию архитектуры и считается основателем монгольской буддистской архитектуры. Как духовный лидер он не просто закладывал монастыри, но и сам их проектировал. Им был создан первый буддийский монастырь Эрдэни Дзу. Дзанабадзар вводил в архитектуру монастырей элементы монгольской юрты и шатра. Как духовный правитель, он определил облик восьми видов буддийских ступ и предметов культа - священных книг, изображений богов. Как художник соединил в буддийской иконографии древнеиндийскую художественную теорию с тибетскими и индийскими техниками изготовления скульптур. В них появились монгольские черты. Не меньше Дзанабадзар работал и над внутренней жизнью монахов и мирян.
Установил каноны для монахов и мирян
Он разработал каноны для монгольских буддистов, этикет поведения для лам, монахов, мирян. Дал указания о форме одежды лам, видов пищи, способов проведения молитв и мистерии «цам». Более того, как светский правитель ввел каноны на прически замужних женщин, клеймо крупного скота, формы поздравления. Дзанабадзар стал автором музыки некоторых песнопений и сам изготавливал культовые предметы и музыкальные инструменты для религиозных церемоний.
Монгольская школа скульптуры
В Тибете мастер познакомился и с канонами религиозного искусства. Буддийские скульпторы должны были соблюдать каноны буддийских изображений. В них сознательно для изящества искажаются пропорции. Например, руки Будды достигают колен. Поэтому буддийские изображения кажутся более пропорциональными, чем живые люди. При всей такой традиционности буддистского искусства, Дзанабадзар создал монгольскую школу. Будды его работы имеют не только совершенные пропорции, отражающие 32 внутренних и 80 внешних признаков тела Будды, но и особенное выражение лиц с глубоким созерцанием. Например, пять дхьяни-будд должны были отличаться только позицией рук. Но Дзанабадзар изваял их с совершенно разными лицами, одеждой и украшениями. Эксперты узнают работы Дзанабадзара и по их спинам. Верующим запрещено заходить за спину статуй, поэтому обычные скульпторы могли не соблюдать строго все каноны в проработке спины. Дзанабадзар тщательно работал и над спинами статуй.
Рождение легенды
Но самыми известными считаются среди работ Дзанабадзара статуи Белой и Зеленой Тары. Первую художник изобразил совсем юной девушкой с детскими пальцами и неразвитой грудью как воплощение мудрости, отрешенной от всего телесного. Зеленая Тара - одна из лучших работ Дзанабадзара, имеет более земной облик. И это не прихоть художника, а канон, по которому Зеленая Тара ближе других богинь к земным страданиям людей. Более того, Зеленая Тара в исполнении Дзанабадзара похожа на круглолицую монгольскую девушку. Возможно, что отсюда и возникла легенда о том, что образах этой богини художник увековечил черты своей возлюбленной.
- Она была дочерью простого пастуха. Вот все, что нам известно. Талантливая художница, скульптор, помощница Дзанабадзара. В народе ее зовут Дулма — заступница, мать. Силой своей любви он сделал ее богиней. Считал, что в ней воплощена женская энергия Вселенной...Тибетские первосвященники потребовали, чтобы он прогнал Дулму. Дзанабадзар ответил: скорее отрекусь от высокого духовного звания, от всех почестей, но не от той, которая стала частью меня самого – сказано в книге «Великая мелодия» М.С. Колесникова, который описывал свои встречи с монгольскими учеными.
Так это или нет, в реальности Дзанабадзар действительно нарушил обет безбрачия. Как правитель, он часто бывал в разъездах, оставляя жену одну. Пользуясь этим, ее отравили. По одной версии завистники талантливого художника, по другой версии те, кто был против нарушения иерархом обета безбрачия. В память о любимой потрясенный скульптор отлил из бронзы 21 статуэтку богини Тары. Говорят, что одна из статуэток заговорила и назвала имена убийц, но попросила не наказывать их. Именно эта легенда легла в основу бурятского балета «Лик богини».
Потеря суверенитета
Как политик Дзанабадзар был сыном своего драматичного времени. Его отец, правитель халха-монголов вел братоубийственную войну с ханом ойратов Галдан Бошогту. Эти кровавые битвы между монголами были выгодны маньчжурам, захватившим к этому времени Китай. Из-за этих страшных нескончаемых войн некоторые монгольские роды уходили в царскую Россию. Ее границы тогда начинали устанавливаться на бурятских землях. Так, по разным версиям историков, часть сонголов и сартуулов осела на юге современной Бурятии, хонгодоры вместе с западно-монгольскими родами населили Аларь и горные районы.
Сам Дзанабадзар со своей знатью в 1688 году обратился за поддержкой к маньчжурской династии Цин, правившей Китаем. Так халха монголы вошли в состав маньчжурского Китая. А Дзанабадзар остался в истории как великий деятель буддийского искусства.
Лекция «Творение великого Г. Дзанабадзара (1635–1723) и его школы в коллекции Национального музея Республики Бурятия» пройдет 22 апреля в преддверии премьеры балета «Лик богини» композитора Юрия Ирдынеева и специально для артистов балета Государственного бурятского академического театра оперы и балета. Приглашаются журналисты и блогеры. Лектор Светлана Бардалеева, хранитель коллекции «Буддизм» музея, Заслуженный работник культуры Республики Бурятия расскажет гостям на примере авторской работы Дзанабадзара – скульптуре «Будда долголетия Амитаюс», представленной на выставке музея «Три святыни буддизма России» о жизни и творчестве выдающегося мастера. Также познакомит с особенностями философии буддийского искусства, с древнеиндийскими канонами иконографии и иконометрии, которые легли в основу уникального художественного стиля мастера.
Справки по телефону (3012) 21-40-08.
Знак информационной продукции 6+
Автор: Андрей Ян
буддизм балет Культура УланУдэ Бурятия Монголия Общество Азия Комментарии
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях
Читать далее