Почтовый переулок в центре города украсили обитатели Владивостока XIX века
Поздним вечером в четверг, 18 июля, студия «33+1» во главе с художником Павлом Шугуровым завершила создание семи новых панно. Изображения, вошедшие в творческий проект «Обитатели почтового переулка» показывают известных исторических личностей и обычных горожан конца XIX века. На стенах старинных зданий и подпорок нашлось место морякам, фотографам, музыкантам, промышленникам, денди из высшего общества и каторжанкам.
Художники используют технику сграффи́то - традиционный вид отделки стен, когда сначала наносится обычный темный цемент, а следом на него - белая грунтовка. Затем верхний слой в нужных местах процарапывается до темного. В случае с бумагой такую технику можно сравнить с гравюрой. Вся работа была закончена за три дня, студия «33+1» трудилась с 16 до 18 июля.
«Это уже третий наш проект во Владивостоке, выполненный в такой технике. Первыми в 2009 году были “Обитатели Миллионки”, в 2013 – Спортивки, – рассказывает Павел Шугуров. - Все они до сих пор хорошо сохранились. Вообще материал должен продержаться около 50 лет. Работаем втроем – со мной художники Федор и Иван. Я руковожу арт-сообществом – уточняю с администраций города места появление новых рисунков, согласовываю у спонсора (в данном случае это один из местных банков) эскизы, ну и тоже рисую, конечно».
Как уточняет Павел, все работы выполнены в «слегка корявеньком», нарочито лубочном стиле. «Мне кажется, это близко людям и передает их мировосприятие. Русский человек не любят концептуального и абстрактного искусства. Любит сказки, историю, мифологию. В подобной технике такие работы мы также делали в Москве в районе Арбата, в Питере, Новгороде и Екатеринбурге».
Цель творческого проекта, как объясняют авторы – вытащить людей с центральных улиц, от мира вечной суеты и насладиться относительной тишиной и спокойствием небольших улочек. Поразглядывать новые панно, а заодно и оценить архитектуру конца XIX века.
Если идти от театра Горького (Светланская, 49) в сторону поликлиники № 2 (Почтовый переулок, 9) в первую очередь на себя обращает внимание человек, изображенный на подпорной стене. Это Карл Шульц – первый профессиональный фотограф Владивостока. Как отмечают специалисты музея Арсеньева, еще при жизни он прославился среди горожан своим альбомом невест – фотографии девушек на выданье. Почтенные жители города, желающие найти себе спутницу жизни, обращались за помощью именно к Шульцу.
Неподалеку – три женщины в платьях с веерами. По внешнему виду сложно догадаться, что на самом деле первые дамы Владивостока – каторжанки. Более того – мужеубийцы, головы мужей лежат тут же. Они еле читаются и невнимательный зритель, незнакомый с историей, может принять их за камни. «Из песни слов не выкинешь, это наша история, - говорит Павел. - Я их называю тремя грациями, место мы им подобрали под стать - напротив института искусств».
Следующее заметное панно – «Бывалый боцман». Это собирательный образ, а не конкретное историческое лицо. А вот «Денди» из высшего света найти непросто. От боцмана нужно идти через дорогу, в один из тупиков.
Чуть поодаль виднеется Отто Линдгольм – один из богатейших людей Владивостока, разбогатевший на китобойном промысле. Панно нарисовано с фотографии – здесь этот серьезнейший делец одет по-простому, в бесформенные штаны. С удочкой в руках и уловом он возвращается с рыбалки.
Наконец, подходим к Светланской. Около дома Элеоноры Прей здесь играют на арфе и скрипке уличные музыканты. Здесь же, почти у выхода на главную городскую улицу – парочка в коньках зовет на каток. Эти фрески тоже сделаны с фотографий.