Первый визит Боттичелли за Урал: во Владивостоке открылась выставка шедевра «Мадонна делла лоджиа»

«Впервые за Уралом. Впервые на Дальнем Востоке. Впервые в истории региональных музеев России», – эти слова не раз прозвучали на официальной церемонии открытия выставки в Приморской картинной галерее (Алеутская, 14). Событие действительно неординарное. Впервые в нашем городе вниманию публики представлен шедевр Сандро Боттичелли – «Мадонна делла лоджиа» из галереи Уффици (Флоренция).

«К воплощению в жизнь этого проекта мы шли два года, – сказала на открытии выставки директор Приморской картинной галереи Алена Даценко. – Идея возникла во время во время Санкт-Петербургского культурного форума, где я познакомилась с коллегами из фонда MondoMostre, который активно занимается выставочными проектами в в России. Так, они делали выставку работ Рафаэля в музее имени Пушкина, например. проекты по итальянскому искусству в Эрмитаже. Интересно, что в России они работали только с федеральными музеями в Москве и Санкт-Петербурге, и все. Но когда я предложила подумать о совместных проектах, они сказали, что много слышали о Владивостоке, что этот город на острие развития, что хотят посмотреть нашу галерею и подумают. Эксперты фонда побывали в нашем городе, были очарованы городом, понравилась им и наша галерея. И с этого момента началась работа над проектом. Мы все же выбрали работу Боттичелли. Это знаковое имя в истории мирового искусства.

Когда вопрос "что" был решен, возник вопрос "как": можно ли картину транспортировать так далеко, ведь это ранняя работа художника, она написана на деревянной основе в начале XV века. Два месяца коллеги из галереи Уффици работали с картиной, ее осматривали реставраторы, научные сотрудники, затем было вынесено решение: работа в хорошем состоянии, может транспортироваться на любые расстояния и выставляться – в специальном климат-боксе, разумеется. Вы понимаете, что вне такого бокса, без постоянной поддержки определенной температуры и уровня влажности работа просто не может быть выставлена, тем более в нашем приморском климате».

Директор галереи Уффици Айке Шмидт отметил с улыбкой, что, когда ему впервые озвучили идею проекта, он первым делом пошел к карте, чтобы увидеть, где Владивосток.

«Я знал, что это город, который является ключом России в Азии, но только взглянув на карту, понял, как же это далеко, – сказал Айке Шмидт. – Но потом подумал: "о, прекрасно, теперь у меня точно есть повод поехать туда!"

Я глубоко убежден в том, что картины, как и любые музейные экспонаты, должны путешествовать, музеи должны обмениваться выставками! Да, я знаю, что многие сотрудники музеев считают: шедевр лучше вообще держать в запаснике, сохраннее будет. Но если картину или скульптуру никто не видит, не восхищается ею, не влюбляется в нее, не теряет дар речи при виде творения мастера, то кому это творение будет нужно лет через пять? Поэтому я так рад, что "Мадонна делла Лоджиа" приехала во Владивосток, что ее смогут увидеть не только взрослые, но и дети – ученики школ искусств, например. Увидеть и еще больше влюбиться в искусство».

«Мадонна делла лоджиа» Сандро Боттичелли – ранняя работа мастера. Ее особенность отражена в названии: мадонна изображена на фоне лоджии – открытой галереи, в перспективе картины виден типичный итальянский пейзаж. Кроме того, эта работа относится к особому типу изображения Мадонны и младенца Христа – в России он называется «умиление», в Византии – «богоматерь гликофилуса»: очень нежные, трепетные, умиленные отношения между Богоматерью и младенцем, маленький Христос прильнул к ее щеке, мать нежно прижимает дитя к себе.

«Мы оказывали все возможное содействие этому проекту, – сказал Вальтер Ферраро, первый советник посла Италии в России. – Владивосток – самая дальняя точка на карте России, куда отправлялись из Италии на выставки произведения искусства. И работа над проектом была непростой, возникало множество нюансов, которые нужно было учесть. Мы счастливы, что жители Приморья смогут прикоснуться к искусству эпохи Возрождения.

Мы надеемся, что этот проект – только начало большого сотрудничества Италии и Приморья, причем не только в сфере искусства. Наше внимание к вашему краю не исчерпывается только сферой прекрасного. В этом году наша страна впервые приняла полноценное участие в ВЭФ, на днях в городе откроется почетное консульство нашей страны. И сотрудничество начнет развиваться на прочной основе. Кстати, мне очень приятно, что эта картина Боттичелли из Владивостока отправится в Санкт-Петербург, в Эрмитаж, где будет представлена в рамках культурного форума».

Кстати, на выставке представлена и тактильная копия «Мадонны делла лоджиа» – для людей незрячих и с ослабленным зрением.

Алена Даценко и Айке Шмидт подчеркнули, что первый и такой удачный опыт совместных проектов не станет последним. Так что можно надеяться на то, что Владивосток увидит и другие шедевры из фондов галереи Уффици.

Выставка продлится в Приморской картинной галерее (Алеутская, 14) до середины ноября.

Источник