Перевозчики Владивостока ввели безнал лишь в 32% автобусов и ждут повышения стоимости проезда
Согласно докладу городских диспетчеров, всего в 32% автобусов во Владивостоке работает безналичная система оплаты. О переходе на безнал сегодня докладывали городские чиновники в ходе заседания комитета по городскому хозяйству. Перевозчики объясняют, что отказываются устанавливать терминалы из-за слишком большой, по сравнению с конкурентами, платы банку – поставщику услуг. Тем временем автобусники ждут, когда стоимость проезда повысят.
Сегодня, 16 июля, городские депутаты рассмотрели вопрос о ходе введения безналичной системы оплаты в автобусах Владивостока. С докладом выступила Татьяна Курочкина, директор МКУ «Автоматизированный диспетчерский центр». По данным специалистов, всего во Владивостоке 650 автобусов, и лишь в 32% из них установлены терминалы безналичной оплаты проезда.
«Аналогичные системы успешно работают в 28 субъектах Российской Федерации, зарекомендовали себя хорошо, – отметила Курочкина. – Оборудование – терминалы последнего поколения, и преимущества данной системы, по сравнению с другими, очевидны. Мы все ходим в магазины, и обычно, [оплачивая по безналу,] очень долго ждем – чек выходит не сразу, здесь же оплата проходит моментально».
По словам специалиста, некоторые перевозчики отказались ставить терминалы от Сберабнка, которые транспортным компаниям предоставляются бесплатно по контракту мэрии с банком, а уже купили за 44 тысячи рублей какие-то другие «машины» с неясным программным обеспечением. На заседание приехали представители нескольких компаний-перевозчиков, которые отказываются ставить терминалы: «Владавто», «Ространс» и другие. Они обратили внимание на слишком высокую плату банку за оказание услуг – 5% от стоимости проезда, тогда как закон говорит лишь о 2%.
«До вас мы уже заключали договор со Сбербанком, работали на 2%, – возмутился представитель компании-перевозчика. – Почему, если это нужно городу, комиссия за эквайринг (процент от стоимости услуги, который банк взимает с каждой покупки. – Прим. VL.ru.) ложится на перевозчика? Говорите, что будет повышен тариф, но когда – перевозчикам непонятно».
Курочкина попыталась объяснить, откуда берется разница и что такой большой процент будет лишь временно. Автобусники в ответ возмутились, что эта информация не прописана в договоре. Точку в беседе поставила первый замглавы Владивостока Ольга Козерацкая.
«В прошлом году был подписан договор со Сбербанком на 5%, – отметила Козерацкая. – Он имеет не временный период, а стоимостный. И пока мы не вернем Сбербанку стоимость (за производство техники и программного обеспечения 352 млн заплатила мэрия, а еще 12 млн – сам банк. – Прим. VL.ru.), уменьшить процент мы не можем. Также год назад эта услуга не была так распространена, а теперь очнулись банки-конкуренты, закупили свое программное обеспечение и предлагают терминалы чуть дешевле».
По поводу увеличения тарифов, которого так ждут перевозчики, Козерацкая сообщила, что сейчас управление финансов находитcя в стадии определения конечной стоимости проезда в общественном транспорте. Как скоро это будет сделано, зависит от самих перевозчиков. В администрации города ждут от компаний аргументированных предложений по изменению тарифов.
«Документы вами были предоставлены безобразно, а где и вообще не предоставлены, – ругает перевозчиков Козерацкая. – Пока мы их не получим, я не могу вам выдать даже предварительный тариф. Вы поймите одно, без ваших документов я ничего делать не буду. По одной простой причине – пойдут ваши же жалобы, и меня будет проверять прокуратура. Проценты, про которые вы говорите, будем включать в тариф. Поймите, мы тоже заинтересованы, чтобы были и нормальный транспорт, и нормальное транспортное обслуживание».
В ходе заседания так и не было озвучено, когда будут известны новые тарифы на проезд в общественном транспорте Владивостока и сколько они будут составлять. Городские депутаты решили принять информацию о введении безналичной оплаты к сведению и вернуться к вопросу в октябре – ожидается, что к этому времени конфликт между перевозчиками и администрацией разрешится.
Напомним, первые терминалы в общественном транспорте города появились еще в 2018-м, а до конца прошлого года подключить к системе обещали все муниципальные маршруты. Часть перевозчиков выполнила обязательства в срок. Недавно безнал появился еще на 11 «локальных» автобусных маршрутах, а самые востребованные к системе до сих пор не подключились.