Парковка у подъезда
Житель Южно-Сахалинска по имени Прадик устало въезжает во двор. Вечер, в окнах родной многоэтажки горят огни, двор забит людьми, припаркованными на ночь, ну просто ни одного живого места сегодня. Как и всегда, впрочем. Надо куда-то втиснуться. Самые козырные места у подъезда уже заняты, придется оставить его чуть подальше. Прадик высаживает водителя, ставит его на сигналку и облегченно вздыхает — тяжелый был день, теперь можно расслабиться, посмотреть что-нибудь из старенького, Top Gear или "Форсаж", пропустить стаканчик машинного масла. Может, подруга отполирует кузов — после такого денька массаж не помешал бы.
Прадик поднимается на свой этаж, разувается у порога, проходит в зал и плюхается на диван кверху дисками. Хочется тишины, но кажется, сегодня ее не будет. В квартире через стенку опять сигналят, как будто в пробке, — ссорятся. Вот же повезло с соседями…
За окном слышится человеческий крик. Он повторяется и повторяется на одной ноте, монотонно, через равные промежутки времени. Наверное, какого-то припаркованного водителя зацепили, сдавая задом, ничего страшного, повопит и успокоится. Человек во дворе действительно вскоре замолкает, но через пару минут начинает кричать другой, потом — еще один…
Надоело, если честно. Постоянный шум со всех сторон. Теснота. Грязь от них во дворе опять же. Составлять бы этих водителей на подземный паркинг, думает Прадик, да это же платить придется. Нам они, конечно, нужны, мы же пока не беспилотники, без них никак, но тратиться… Ну уж нет. Можно за домом оставлять, там пустырь, но тогда придется ехать до подъезда, а ты и без того уставший, целый день на колесах, покрышки гудят. Пусть уж лучше так. Утром вышел, он в тебя сразу прыг у подъезда — и погнали. Только покормить его не забыть, завезти по пути в какую-нибудь кафешку. Много ест, зараза, еще и дорожает постоянно его еда. Совести нет у этих монополистов, фары бы мои не светили на их ценники.
Ладно, что об этом думать, только настроение себе портить. Лежу в тепле, в комфорте, чего мне еще? Главное, дома комфортно, а там — хоть трава не расти. Она во дворе, кстати, и так не растет: негде, кругом один асфальт, чтобы водители ровно стояли, рядами. Ну и ладно. Какая польза от травы? Вот от нас, машин, польза есть, поэтому мы тут и главные, в нашем городе.
Ничего нового этой серией фотографий не скажешь. Любое утро, любой вечер, практически любой двор — и вы гарантированно свидетель парковки у подъезда. Дворы заставлены как в старых районах, так и в новых жилых комплексах. У подножия каждого ЖК — инфраструктурный ЖКТ, узкий и тесный тоннель. Если ты пешеход, входишь в него, протискиваясь мимо машин, и он выплевывает тебя возле твоего подъезда.
Во дворе новой многоэтажки на проспекте Мира, 190а в Южно-Сахалинске недавно решили бороться с парковкой у подъездов. По инициативе управляющей компании поставили столбики, ограничивающие близость к самым ступенькам. Многие жильцы были против, но подавляющее большинство квартир в доме (всего их более 300) принадлежит Сахалинскому ипотечному агентству, поэтому УК согласовала с ним это решение. Но после установки столбиков стало еще теснее, потому что машин сколько было, столько и осталось, они все равно во дворе. Возле дома есть подземный паркинг, стоимость в месяц — 7200 рублей, это средняя цена по городу. Паркинг полупустой, многим это дорого. Машины стоят под окнами, заглядывая в них и уже представляют себя на месте хозяев.
Нет, я не машиноненавистница, но с проблемой парковок в городе уже действительно пора что-то делать. Дворы без машин южносахалинцам не зашли, не прижилась пока в массовом сознании эта экологичная идея.
Реализовать концепцию двора без машин можно только в условиях новой застройки, говорят в городской администрации. Существующие дворовые пространства не позволяют это сделать из-за ограниченности территории. Один из возможных вариантов — застройка в 16 микрорайоне. Перспективные планы в любом случае будут обсуждаться с жителями, то есть решение будут принимать сообща, обещают в мэрии.
— Отметим, что все проекты благоустройства в Южно-Сахалинске в обязательном порядке проходят предварительное согласование с жителями. Вместе с тем жители, самостоятельно проведя процедуру межевания земли, могут зонировать пространство двора в своих общих интересах. При этом в любом случае парковка на зеленых зонах влечет административное наказание, — сообщают чиновники.
Про подъезды ничего не сообщают. А что с ними сделаешь? Не будешь же грудью закрывать подъезды к подъездам.
— А что тут комментировать, — говорит директор центра развития городской среды "Наш город" Василий Вишневский. — Жители сами выбирают приоритет машинок во дворе. Спиливают деревья ради машинок. Наш опыт работы по трансформации обычного двора в двор без машин показал неготовность общества иметь комфортные и безопасные дворы. Лет пять-восемь еще понадобится после наглядных примеров дворов нового поколения, и люди захотят себе такие же. Все ожидаемо. А пока тенденция такая — абсолютно все дворы в городе при ремонте уменьшают долю озеленения ради новых парковок.
Вишневского, конечно, сейчас снова все возненавидят, это же тренд на форуме. Нет понимания серьезности проблемы, нет запроса на ее решение. Если бы был активный запрос от жителей, город был бы вынужден активнее заниматься парковочным вопросом. Из воспоминаний 2019-го — планировалось массово строить крытые многоэтажные парковки. Пока движение к этому медленное. И пока мы по-прежнему протискиваемся к своим подъездам через машины и будем протискиваться дальше.