Парадигма Фархутдинова

В последнее время от команды Лимаренко на нас обрушилось невероятное количество всевозможных проектов и идей, порой бросающих сознание в ступор. Sakh.com рассказывал об этом неоднократно. Например, здесь, здесь, здесь.

Естественно, возникает вопрос — что происходит? Чтобы ответить, давайте попробуем оторваться от "злобы дня" и взглянуть на все с несколько иной точки зрения.

Итак, 90-е годы. Сахалин (и Курилы, конечно, но для простоты будем упоминать только Сахалин) теряет статус "непотопляемого авианосца", его "команда" снимается с "довольствия". Планово-убыточная, как правило, экономика острова входит в штопор. Плюс к этому по всей стране рвутся межрегиональные хозяйственные связи. Плюс ускоренная приватизация, в результате которой у руля предприятий становятся неподготовленные к работе в рынке, а то и совершенно случайные люди, после деятельности которых остается один металлолом.

Советская экономика практически выжигается. Каждый старожил вспомнит о шахтах, "бумах", леспромхозах, НБТФ и БОР, швейных фабриках, пищекомбинатах и многом другом, чего уже нет. Нарождающийся новый бизнес занимается накоплением капитала и не может компенсировать все эти ужасающие потери.

Но есть "шельф", открытый советскими геофизиками и буровиками. И есть интерес к нему транснациональных компаний, обладающих соответствующими технологиями.

Теоретические основы привлечения к нам этих инвесторов начинает закладывать губернатор Федоров, а губернатор Фархутдинов переводит их в практику. и СРП с их особым налоговым режимом — по сути, особая экономическая зона для крупных инвесторов, постепенно начинают работать.

Это был сложнейший процесс. Скандалов было множество.

Вот всего лишь один маленький пример. Сейчас все хвалят дорогу Корсаков — Пригородное. Вот, мол, как надо строить. А тогда сахалинцы резко выступали против такого строительства. Стоимость километра была в несколько раз выше традиционной. Инертные материалы, тот же щебень, везли из-за границы, поскольку не было на Сахалине качественного щебня (да и сейчас, в принципе, нет). И все это ложилось на возмещаемые затраты, то есть отдаляло сроки выхода проекта на прибыльность, а, следовательно, и налоговых поступлений в бюджет.

Но в любом случае именно тогда была сформирована долгосрочная концепция развития области, которую можно назвать "парадигмой Фархутдинова".

Парадигма — термин, применяемый для "обозначения ведущей системы идей, взглядов и понятий, исходной концептуальной схемы, модели постановки проблем и их решения". Прежде всего — в науке. Но в нашем случае он подходит.

Перспективная ставка была сделана на шельф, а в остальном шло решение — по мере возможностей — текущих проблем: огромных долгов по заработной плате, веерных отключений, труб буржуек из окон пятиэтажек. Да, и обязательно строилась дорога на север. И выбивалось федеральное финансирование на Курильское острова. Словом, власть занималась тем, что и должна была делать — спасала и развивала коммунальную и социальную инфраструктуру. А бизнес рос самостоятельно.

В этом же направлении работал и Малахов как бывший первый зам Фархутдинова. В той же парадигме действовал и Хорошавин.

Конечно, были самые разные нюансы, но первоочередная проблематика островов этим губернаторам была прекрасна известна и выстрадана на личном опыте. Над ней они и работали.

Правда, у Хорошавина появились новые возможности. В 2008 году на прибыльную работу вышел проект "Сахалин-1". Объемы этого доходного источника колебались, но денег стало побольше. Например, бюджет области 2011 год составил 42,5 миллиарда рублей по доходам и 52 миллиарда по расходам. Довольно скромные по нынешним временам суммы. Однако они позволили уже говорить о развитии бизнеса путем оказания в том числе и прямой бюджетной поддержки. И в конце того года был впервые был утвержден перечень "приоритетных инвестиционных проектов Сахалинской области".

В их числе были здание нового технического факультета СахГУ, новые газовые энергоблоки Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, "Арена Сити", комплекс "Пирс в бухте Крабовой — рыбоперерабатывающий комплекс в Озерском", теплицы в совхозе "Заречное", свинокомплекс в Таранае — тогда еще маленький, всего на 12 тысяч голов, без особого вреда для местности. Все это уже действует.

Не все эти приоритетные проекты получились. Шахту "Ударновскую" спасти не удалось. Лесоперерабатывающий комплекс "БМ-Сахалин" в Александровске так и не заработал.

Но в любом случае логика в этих проектах просматривалась, и деньги на их реализацию (за исключением шахты) выделялись относительно небольшие.

Да и "Ударновскую" начали финансировать уже в 2014 году после того, как в 2012 году на прибыльность вышел проект "Сахалин-2" и начал обеспечивать до 80 процентов налогов на прибыль от шельфовых проектов. А конъюнктура на нефтяном рынке была с каждым годом все благоприятнее. Денег было все больше.

Словом, все двигалось достаточно поступательно и последовательно в той самой "парадигме Фархутдинова".

А потом случился 2015 год. В областную казну пришло 200 миллиардов рублей, а Хорошавина убрали.

И с приходом новой власти началась какая-то свистопляска идей и смыслов, какой-то инвестиционный хаос. При заверениях типа "в 2020 году асфальт дойдет до каждого райцентра области" миллиарды рублей стали вкладываться не в асфальт, а выбрасываться на совершенно неочевидные мега-бизнес-проекты.

Причем если до этого десятки и сотни миллионов инвестиционных бюджетных рублей срабатывали хотя бы с вероятностью 75 процентов, и приносили пользу, то эти миллиарды рублей превращались в многолетние долгострои.

— Да у вас с такими деньгами уже давно должны бы быть Эмираты, — периодически восклицал Трутнев. Странно слышать, ведь к нашим нынешним "Эмиратам" он сам непосредственно приложил руку.

Десятки миллиардов рублей за последние пять лет были потрачены для области просто бездарно.

Это не просто обидно. Это заставляет задуматься о смысле власти вообще.

Ушел Кожемяко, пришел Лимаренко — ничего не изменилось. Скорее, наоборот. Уровень взаимонепонимания только растет.

В принципе еще год назад в публикации "Дальние грозы" автор писал:

Автор ошибся.

Пяти лет у нас уже нет, и возможности стремительно убывают. Нынешний год был в этом отношении знаковым. И не только из-за ковида. Он только обострил и вывел наружу все наши скрытые проблемы. И вот уже публично озвучено, что к 2023 году операторы проектов планируют снижение объема добычи нефти на 27 процентов. А дальше будет еще больше. Время больших бюджетных денег подошло к концу. Эпоха "парадигмы Фархутдинова" в этом смысле завершается. "Эмиратов" мы так и не сделали. Начинаются "Умираты".

Автор ошибся и в своей надежде на то, что за этот год команда Лимаренко сумеет сформировать реальную программу действий, новую парадигму развития области.

Нет.

Весь этот фонтан инвестидей как раз и свидетельствует о том, что власть по-прежнему не знает, что делать.

Когда-нибудь, кто-нибудь, может быть, напишет об этом многостраничную докторскую диссертацию. А то и не одну. Здесь придется ограничиваться тезисами.

Вот, например, один из провластных ТГ-каналов приводит цитату с недавней встречи губернатора с редакторами местных телекомпаний: "Привлекаются средства частных компаний в рамках реализации инвестиционных проектов — сформирован портфель из 43 проектов с общим объемом инвестиций 560 млрд рублей за период 2021-2025 годов. В 2021 году за счёт частных средств начнётся строительство нефтегазового индустриального парка, Поронайского порта, гостиницы на Курилах, продолжим строить угольный конвейер в Углегорске. 80% инвестиций во всех этих проектах — частные".

Почему после этого автор еще более усугубляется в своем неверии?

Потому что накануне, во время приезда Трутнева, звучало: "в Сахалинской области готовятся к реализации 93 инвестиционных проекта... Общий объем инвестиций в проекты на территории Сахалинской области в перспективе 2021-2025 годов составляет 558 миллиардов рублей... 117 из них планируется привлечь из бюджета, еще 441 готов вложить сам бизнес".

Инвестиционная сумма проектов бьется, а вот их количество вдруг уменьшилось на полсотни.

Техническая небрежность? Как бы не так.

Нефтегазовый индустриальний парк не начнет строиться, он уже строится. "Поронайский порт" (проект совершенно неочевидный) будет строиться (если будет, конечно) не в Поронайске, а в Новом, а это уже Макаровский район.

Казалось бы, мелочи. Но эти мелочи накапливаются, и из них складывается "Эверест глупости".

Еще один пример. Снесли Дом офицеров в Южно-Сахалинске.

— Под торговый центр? — стали кричать люди.

— Нет, — заверяли власти, — здесь встанет грандиозный Дворец культуры международного значения.

И в марте этого года был даже объявлен конкурс на строительство этого Дворца стоимостью 21 миллиард (!!!) рублей. Ладно, такая сумма была излишней. Но против большого дома культуры никто не возражал.

А что теперь?

"А на месте Дома офицеров появится современный квартал для отдыха жителей и туристов. Это будут магазины, кафе и рестораны, а также зона для прогулок". Это цитата от Лимаренко из все той же встречи с телередакторами.

То есть торговый центр....

А небезызвестный кампус СахГУ? То Корсаков — "смарт-сити", "экополис", то теперь антенное поле в городском парке, идея не менее вредная, чем перенос СахГУ в Корсаков.

И самое главное — а насколько это крайне необходимо нашим островам в условиях бюджетного кризиса? Где расстановка приоритетов, достаточно четко заметная в "парадигме Фархутдинова"?

Что для нас всех важнее асфальт до Углегорска или асфальт до нового международного горнолыжного курорта "Итуруп Резорт" на вулкане Баранского на Итурупе? Стоимость этого курорта 24,5 миллиарда рублей, из которых 9 миллиардов (в том числе и на дорогу от Курильска) должен вложить бюджет.

Ответ вроде бы очевиден. Но об асфальте на Углегорск власть не говорит ничего, а курортом забиты информационные ленты.

И еще одно "самое главное" — какой от всего этого выхлоп? Может быть, сотни миллиардов рублей, как от шельфа "парадигмы Фархутдинова"?

Нет, главный аргумент — новые рабочие места, которые должны осчастливить островитян.

И вот тут "Итуруп Резорт" — как раз самый красноречивый пример.

"Чтобы обслуживать 700 номеров гостиницы уровня четыре-пять звезд, необходим примерно один человек на номер. Кроме того, будут рестораны, обслуживающая инфраструктура — там тоже будут работать местные жители. По сути с занятостью населения на острове проблема точно будет решена, — рассказал министр инвестиционной политики Сахалинской области Дмитрий Лисневский".

Дело только в том, что проблемы с занятостью на Итурупе нет вообще, она давно решена. Министр мелет чушь.

"Итуруп Резорт" потребует 700 новых рабочих мест. Это будут приезжие. И поедут на Итуруп не пенсионеры, а молодые активные люди авантюрного склада. А такие люди умеют и любят делать детей. Детский сад в инвестпроекте предусмотрен? Нет, конечно же, это будет проблемой местной администрации, у которой денег на это нет.

И так повсюду с нашими новыми инвестпроектами.

Кстати, обратим внимание на министра инвестиционной политики области Дмитрия Лисневского.

Тут все ругали бывшего министра туризма Дубровского. Однако он был пятым колесом в телеге. Все инвестиционные картинки, в том числе, и по туризму, создаются в ведомстве Лисневского. У него работа такая, которую он добросовестно исполняет. И исполняет успешно, между прочим. Лимаренко, как известно, назначен, руководителем комиссии по инвестиционной деятельности нового госсовета — именно потому, что "инвестиционная деятельность" у нас просто кипит.

А то, что большинство этих инвестиционных проектов не бьется с реальностью, не состыковано с другими, с развитием населенных пунктов — да кого в Москве это интересует?

Тут вспоминается незабвенный Хрущев, который выходил в поле и говорил — а вот тут мы все засеем кукурузой.

Кожемяко тоже говорил так, только про сою. Но возможностей у него было все-таки поменьше, чем у Хрущева, да и соя резко воспротивилась приживаться на Сахалине, поэтому через год данный "инвестпроект" заглох.

Лимаренко не аграрий. Он говорит о другом, о вещах более высоких. О водороде, климате, Севморпути и т.д.

Но все это точно так же называется волюнтаризм.

Понятно, что это не реальные проекты, это скорее протоколы намерений. Но то, что акцент ставится именно на них, делает ситуацию весьма опасной, грозящей крахом.

По мелочам это уже проявляется. 40 миллионов заложено в бюджет следующего года "на выполнение научно-исследовательской работы по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом Сахалинской области". То есть на проект, именуемый в народе "морские трамвайчики".

30 миллионов "на предоставление субсидии Корсаковскому городскому округу на создание условий для развития туризма". Это на проектирование туристического кластера "Лагуна Буссе" — проект по гастрономическому вытаптыванию одноименной лагуны.

А тем временем местные предприниматели (реальные, а не "перспективно-кластерные") в шоке от того, что по новому законодательству они должны перейти с единого налога на вмененный доход (ЕНВД), на "упрощенку", где налоги будут в разы больше. Ждут льгот от власти. А власти их увещевают, что, мол, тогда будут выпадающие доходы бюджета.

Но те ли это выпадающие доходы?

Любопытно, что реальные областные министры, которые занимаются реальным делом, обо всех этих многомиллиардных перспективных инвестиционных проектах и выгоде от них, не говорят вообще. Ну разве что ссылаются на то, что это вне пределов их компетенции.

Короткий вывод из всего этого объемного текста. Коль уже мы профукали "парадигму Фархутдинова" в части использования многомиллиардных доходов от шельфа, не стоит ли обратиться к ней в части рациональности и приоритетности расходования бюджетных средств? Сначала газификация, дороги, чистая вода для людей, а все остальное уже по мере возможностей? А далее предъявить, наконец, обществу новую понятную всем парадигму — "систему идей, взглядов и понятий, исходной концептуальной схемы, модели постановки проблем и их решения" долгосрочного развития области.

Источник