Отсутствие денег может помочь огню спалить пару сахалинских сел
Сахалинские депутаты второй раз за месяц поговорили о пожарах. На очередное заседание с законопроектом пришла глава агентства по защите от ГО и ЧС Сахалинской области Анна Михеева.
В первом чтении предлагалось привести региональную норму в соответствие с федеральной, но народные избранники решили воспользоваться ситуацией и поговорить с чиновницей подольше, главная тема на повестке дня — подготовка к пожароопасному сезону. Примечательно, что две недели назад в стенах думы был целый правительственный час, посвященный той же теме, но вопросы у депутатов остались.
Начала обсуждение Ирина Никитина, поздравив Михееву и всех остальных пожарных с профессиональным праздником. А затем депутат перешла к более наболевшим вопросам — особый противопожарный режим в муниципалитетах, а точнее, кто его ввел, а кто не торопится это сделать.
Михеева рассказала, что на сегодня особый режим ввели в 12 муниципалитетах, остальные затягивают этот процесс. К северным (Северо-Курильск, Оха, Ноглики) пока претензий нет, там еще лежит снег, и о пожарах говорить рановато. А вот к Макарову, Александровску-Сахалинскому и Тымовскому претензии есть. В последнем муниципалитете 29 апреля уже было сразу два возгорания, а режим до сих пор не введен.
— Я правильно услышала, что Тымовское у нас не хочет вводить противопожарный режим? — спросила Ирина Никитина.
— Я бы сказала не "не хочет", а не торопится. В соответствии с письмом главы муниципального образования, они пока не усматривают у себя основания для введения особого противопожарного режима, — ответила Анна Михеева.
— То есть вы рекомендуете, как МЧС, а они не усматривают? А как-то аргументируют они?
— Ну, ссылаются на складывающуюся обстановку. В федеральных нормах оценочные критерии — большое количество пожаров либо продолжительные пожары. Все это носит оценочный характер и остается на усмотрение главы муниципального образования. Но мы сейчас заручились уже поддержкой прокуратуры Сахалинской области и направили дополнительные письма в муниципальные образования.
В ответ Ирина Никитина, которая избиралась в Тымовском городском округе, предложила Олегу Саитову, который проходил там же и курирует еще и Александровск-Сахалинский, вместе заняться этим вопросом. Остальные депутаты, выбранные от Макарова и Александровска-Сахалинского, вслух не отозвались.
Виталий Гомилевский переживал за объединение двух министерств в одно — экологии, на опыте с торговлей и сельским хозяйством он знает, что этот процесс может застопорить остальную работу, а значит, и негативно повлиять на готовность к пожароопасному сезону. Но не в этом случае — заверила Михеева.
Пока особый режим вводят только в муниципалитетах, в лесах еще рано — снег лежит, но необходимые мероприятия уже провели. Об этом подробно говорили две недели назад. Из-за мер, связанных с коронавирусом, были проблемы с медицинскими осмотрами и прививками от энцефалита, но проблема уже решилась.
— Судя по прогнозам, лето ожидается очень жарким, и эта температура будет выше, чем среднегодовая. Если этот прогноз действительно состоится, то мы как никогда должны быть готовы к этому. Зима была малоснежная, плюс лето жаркое, и, конечно, проблема эта может очень остро встать. То есть мы сегодня должны работать на опережение. Сегодня мы и так наблюдаем по России картину — то там горит, то там горит. Я уже с ужасом наблюдаю, думаю, а у нас вообще останется лес в России? Или он весь сгорит, и мы в результате останемся вот с такими коронавирусами, которые нас со всех сторон обступают, — взяла слово Светлана Иванова.
Александр Болотников отметил — продолжается прошлый правительственный час, и вспомнил слова министра экологии Владимира Корнева и предложения поехать в районы и посмотреть, как там и что делается (на самом деле Корнев звал депутатов в лес, а не в районы). Болотников в районы съездил и увиденное ему не понравилось.
Несколько сел он посмотрел, но ни одной минерализованной полосы не нашел, скошенную траву тоже не увидел, зато обнаружил множество ветхих и бесхозных строений, которые представляют опасность с точки зрения возможных пожаров.
— Как подготовились районы? Я не знаю. Но в разговоре с мэром с одним он сказал: "Я предписания от всех получил". Потому что органы противопожарной безопасности, естественно, прикрыли себя, написали предписание. А я спросил, есть ли у мэров на это деньги? Говорят — нет. По крайней мере, есть такое село Тельновское, в котором проживает 12 или 14 семей, плавающие, огромное село — на него поступило предписание. Его опахать и все снести. А на это нужны десятки миллионов рублей, — выступил Болотников.
Мэрам, у которых нет средств, чтобы соблюсти все правила пожарной безопасности, стоит писать письма в правительство региона, просить выделить средства и уже в случае отказа поднимать этот вопрос депутатам или пытаться привлечь к нему внимание как-то иначе. Но пока происходит постоянное перекладывание ответственности — у районов неизменное оправдание: "Денег нет", а у области ответ: "Вы и не просили".
Если же говорить именно о малонаселенных селах, то тут дешевле расселить людей, чем все снести и выкосить. Но этот вопрос тоже пока висит в воздухе.
— У нас, получается, только рекомендации, перекладываем зону ответственности. Вы даже говорите, что рекомендовали муниципалитетам. Само слово — рекомендовали, а они на свое усмотрение могут ваши рекомендации принять или нет. Но, тем не менее, вы теперь обратились в прокуратуру, вы рекомендовали, значит, зону ответственности переложили на муниципалитеты. А сейчас вы посредством прокуратуры пытаетесь [добиться], чтобы ваши рекомендации выполнили. Значит, возьмите зону ответственности на себя и заставьте их это сделать. Вопрос на поверхности: деньги надо не на мусоровозы выделять, а на скважины по селам, — сказал Янчук, хотя депутаты по большому счету тоже занимаются перекладыванием зоны ответственности.
Парламент отвечает за распределение бюджетных средств точно так же, как и правительство, если средства в казне распределяются неверно, значит, нужно голосовать против такого бюджета и вносить в него изменения. Но бюджет был принят, а это значит, что все были согласны. Что касается предписаний, которыми выступающие были так недовольны — Анна Михеева, как и госпожнадзор, действуют в рамках своих полномочий.
Если у депутатов есть претензии к действующему порядку, они вправе попытаться его изменить. Но никто не выступает с предложениями поручить косить траву кому-то другому. Понятно, что все эти вопросы решать необходимо, но проблема уже второго заседания в том, что народные избранники используют думу, как площадку для "поговорить и поупражняться в красноречии", а реальное решений всех этих вопросов никто не предлагает. На следующий год весной будет точно такое же обсуждение, а трава будет расти на прежнем месте.
— Чтобы не накидывались на МЧС, маленькая поправочка: на всех глав муниципалитетов у нас возложено законом проводить первичные противопожарные мероприятия. Это их обязанность. Понимаете? И спрашивать мы должны с муниципалитетов. Запросы я уже сделала, мы сейчас ждем. Трое ответили, в том числе со всеми проблемами, которые у нас есть, мы планируем расширенное заседание, — вступилась за агентство ГО и ЧС Ирина Никитина.
Вероятно, о борьбе с пожарами поговорят уже после майских праздников, тему обсудят подробнее со всеми районами региона.