«Отрасль надо было встряхнуть» — рыбодобывающие предприятия на Восточном экономическом форуме обсудили первые результаты реформ
Несколько лет назад в России началось жесткое реформирование рыбной отрасли, которое не закончилось до сих пор. Исторический принцип сменили аукционы, а квоты стали выдавать в обмен на инвестиции. Но форумы наступают и проходят, а проблемы остаются. Их обсудили промышленники на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.
В 2016 году впервые в России был применен механизм так называемых инвестиционных квот, то есть покупки права на вылов в обмен на обязательства по строительству судов и обрабатывающих предприятий. Сегодня на российских верфях заложено около 40 судов, а на берегах – около 20 предприятий. Проблема, как говорят рыбаки и обработчики, в том, что нормативная документация прописана директивно: шаг вправо, шаг влево – квоту забрали, денег не вернули.
«Наши проблемы и вопросы истекают из нового режима распределения квот, – говорит директор Агентства по привлечению инвестиций Леонид Петухов. – На аукционы было выведено 450 тысяч тонн водных биоресурсов. Три четверти квот давались в обмен на строительство судов, 25% – на производства. В итоге мы имеем интересную картину. У нас в три раза перезаявка по заводам и такая же недозаявка по судам».
Но при избыточном количестве заявок на строительство перерабатывающих мощностей вопросы остаются все равно. Например, есть случаи, что завод построили, а комиссия пришла его принимать очень поздно, уже сезон лова закончился. И квота ушла. До сих пор идут дискуссии, кто виноват и что делать.
«Мы в 2018 году подписали инвестиционный контракт на строительство небольшого завода, 372 млн рублей инвестиций, – говорит Олег Мячин, руководитель сахалинской компании «Невод». – Срок сдачи в апреле 2020 года. Но у нас возникла проблем: обанкротился наш генподрядчик, нам пришлось его менять. Завод мы построим вовремя, но в нормативных документах не прописан порядок смены генподрядчика, так что мы теперь не знаем, сдадим свой завод или нет. Уведомления всем разослали».
Мячин предложил создать такую площадку, где подобные вопросы между инвестором и регулятором – Федеральным агентством по рыболовству – будут решаться быстро. Руководить ФАР Илья Шестаков удивился – все вопросы, говорит, можно с нами решать в рабочем порядке, отчего же никто не приходит?
Руководитель ВАРПЭ Герман Зверев указал на риски инвесторов. В первую очередь, нестабильная нормативная база. Законы меняются и меняются, никто не уверен в завтрашнем дне. С ним согласился и Представитель Сбербанка, который сейчас кредитует порядка 70% отрасли.
Также есть вопросы по строгому регулированию списка продукции, который должны выпускать инвесторы в обмен на квоты. Например, это филе минтая, которое пять лет назад было востребовано на рынке, а сегодня нет. Глава компании «Доброфлот» Александр Ефремов спросил Шестакова, можно ли поменять требуемые 200 тысяч тонн филе минтая на что-нибудь другое. Глава Росрыболовства со смехом предложил ему вернуть квоту и производить, что нравится.
«Что касается экспорта, то нас там никто не ждет и выдавливают со всех рынков, это очевидно, – констатировал экс-губернатор Приморья Сергей Дарькин. – Что касается внутреннего рынка, то тут все понятно – ничего не готово. Холодильников нет, логистики нет. Цены на доставку сырья от Москвы стоят почти столько же, сколько килограмм самого сырья. Кто из коллег подписал соглашение с государством, знал, на что идет, с чем я вас и поздравляю, производите теперь филе минтая. Мы недавно три таких судна утилизировали и выходим на другой продукт».
Как говорит Дарькин, Европа закрыта и для наших судов, и для нашей продукции. Требуется государственная помощь для выхода на экспорт. К тому же, надо ловить то, что торгуется электронно по всему миру. Тогда не нужно будет сильно зависеть от регулятора и внутренних механизмов рынка.
Вице-президент компании «Антей» Сергей Скляр сказал, что надо переходить на продажу живого продукта. Причем это не обязательно должен быть краб – история промысла этого биоресурсы у нас в стране довольно насыщенная и местами кровавая. Его даже как-то запрещали. Но азиаты, особенно «бездонный» Китай, охотно берут живую камбалу, например, живых гидробионтов и вообще живое все. А моря у нас чистые, продукт качественный. При отсутствии глубокой переработки можно выкрутиться и так.
Еще одна проблема – кадровая. Никуда она не делась и, кажется, в ближайшее время не денется. В образовательных учреждениях молодежь учат на матчасти полувековой давности, они не умеют обращаться с новыми техниками и технологиями.
«Отрасль надо было встряхнуть, – в конце концов сказал Илья Шестаков. – Да, есть риски, есть проблемы. Но с ними надо работать. Благодаря новым режимам у нас начал строиться реально новый флот, а не покупаться старый иностранный. Теперь нам надо консолидироваться. А то мы от Росрыболовства сколько раз предлагали, давайте реализовать проект выхода на иностранные рынки «Русская рыба». Сначала все соглашаются, а потом начинается – я не могу, я еще подумаю, я заболел. По раздельности работать сложнее».
Объединенная судостроительная корпорация говорит, что отечественные верфи на первых порах справятся с новыми контрактами, которые обязывают инвесторов строить суда на российских предприятиях. Но было бы неплохо, чтобы преференции, какие дают приморской «Звезде», давали бы и другим верфям. Ефремов, который владеет Ливадийский СРЗ, добавил, что строительство позволяет верфи распланировать свою рентабельность на несколько лет. Судоремонт в данном случае – побочный продукт, он всегда внезапен, и его нельзя планировать.
Фактически, верфи нужно загружать контрактами для того, чтобы они могли и ремонтировать суда. Сейчас компании предпочитают делать ремонт в Китае или Корее. Но соседи, видя наше безвыходное положение, стали поднимать стоимость работ. В результате Китай почти сравнялся с Кореей, а Корея подбирается к российским ценам.
Инвесторов в ходе встречи предложили не загонять в слишком жесткие рамки, хотя бы в мелочах. Еще нужны государственные гарантии и успокоение нормативной базы. Все предложения в ходе сессии сформировали в протокол, который передадут полпреду президента в ДФО Юрию Трутневу с тем, чтобы он донес чаяния дальневосточных промышленников до Владимира Путина.