«Основа здоровья – здравый смысл, внутренняя дисциплина и юмор»: психолог о том, как отличать фейки и не поддаваться панике в непростое время
Несмотря на то, что в Приморье официально пока нет ни одного заразившегося новым коронавирусом Covid-19, некоторые жители края уже ищут у себя симптомы новой болезни и стараются закупить продуктов впрок. Почему люди иногда склонны действовать эмоционально и поддаваться панике и как научиться выходить из этого состояния, VL.ru рассказала заведующая отделением медико-социальной помощи Владивостокского клинико-диагностического центра Лариса Дробот.
— Что такое массовая паника и откуда она берётся?
— Этот социально-психологический феномен описывается в работах Габриэля Тарда, Зигмунда Фрейда, Гюстава Лебона и других исследователей. Паника – это поведение толпы, эмоционально заряженное неудержимым страхом перед реальной и воображаемой угрозой в результате избытка или дефицита информации. Катализатором выступает быстро распространяющаяся информация. В этом состоянии у человека ослабляются волевой компонент и самоконтроль. Механизм распространения массовой паники очень простой – это психическое заражение (гипноз толпы), состояние суженного сознания и усиление внушаемости. Появляется жажда к осуществлению подсказанных идей. Это своего рода психический вирус.
— Расскажите поподробнее, как работает эмоциональное заражение.
— Мы, люди, выстраиваем связь, коммуникацию на уровне эмоций. Формализованные логические тексты мы понимаем, да, но они нас не цепляют. С другой стороны, как только включаются эмоции, мир наполняется жизнью, но начинает как бы искажаться. При этом когнитивные функции падают – мы меньше соображаем, логика пропадает.
Эмоциональное заражение, как вы понимаете, это групповой процесс. Когда три человека участвуют в коммуникации – процесс управляем, логика и причинно-следственные связи более-менее определяются. В группе свыше пяти у людей появляется два фокуса внимания, и группа начинает дробиться на две. 12 человек – предельное количество людей, когда контроль и договоренности в группе возможны. Кстати, именно поэтому столько членов у суда присяжных. Если людей больше дюжины, начинается хаос. Сосредоточиться на собственных мыслях сложно, вы становитесь единым социальным организмом, фокус внимания скатывается туда, где, если мы говорим о панике, есть сгустки отрицательных эмоций. Потому что это связано с базовой потребностью в безопасности.
Чем больше людей, объединённых стихийной паникой, тем быстрее толпа возвращается к примитивному состоянию, быстрее проявляются инстинкты, непосредственность, буйность, энтузиазм.
Мышление толпы в режиме паники простое, если не сказать примитивное. Воображение легко поддается внушению. Тот, кто умеет пробудить воображение масс, имеет магическую силу руководить, управлять толпой. Важно, чтобы тексты были очень понятны и просты – например, «купить туалетную бумагу». Психическое единство толпы возникает тогда, когда происходит «эмоциональное заражение».
Если говорить про Россию, то самый яркий пример массового психоза – 1917 год и четыре года Гражданской войны, когда брат шёл на брата. Нынешние панические стихийные настроения, как пример – 2014 год на востоке Украины, быстрее и легче распространяются, потому что XXI век – это прежде всего век цифрового информационного потока, который пронизывает социальную ткань. И этот поток формирует, организовывает, кодирует, пакует жизнь человека. Социальные сети – уникальный малоизученный феномен в формировании массовой паники.
— Соцсети, получается, ещё больше этот процесс эмоционального заражения усиливают?
— Да. В эпицентре развития массовой паники обычно появляются высоковнушаемые истерические личности, отличающиеся эгоистичностью и повышенным самолюбием. И мы можем наблюдать в соцсетях их самих и их эмоциональные проявления.
Например – в соцсетях фотографии с пустыми полками и истеричный контент на предмет «а у вас дома гречка есть?». Если устроить эксперимент и заехать в любой супермаркет около 8 часов вечера, мы увидим обычные полки, людей с обычно заполненными продуктовыми тележками, ажиотажа нет. То есть существует мнение людей, что идёт массовая скупка, а в реальности это не совсем так. Facebook и другие соцсети – это поле, где информация свободно циркулирует, не поддается особому анализу и критике о соответствии с реальностью.
— Но кто-то же поддался на это, есть фотографии пустых полок в других странах, даже у нас во Владивостоке в нескольких местах покупали некоторые продукты больше обычного.
— Есть люди более эмоционально настроенные, их около 3%. Они верят и транслируют самые невероятные слухи. Но здравый человек, предполагаю, ориентируется на реальность. Хотя психология толпы сильнее обычного человека. Также необходимо помнить, что для части людей это профессия. Если вы спросите, можно ли управлять или направлять массовые настроения, в том числе массовую истерию, я скажу – да.
Когда мы говорим о феномене коронавируса SARS-CoV2, если ВОЗ объявила пандемию и этого касается безопасности человека, то первое, что необходимо сделать, – собрать информацию из официальных источников. В результате анализа официальной статистики, стратегии борьбы, систем здравоохранения, рисков, смертности, существующих профилактических мер вы поймете, что есть ясная и прозрачная информация, обозначенная в числах в отношении рисков заболевания.
— Почему люди ведутся на явные фейки? Например, очень популярным был про якобы полный карантин в Москве, что даже из дома выходить будет нельзя. Почему это дальше передаётся так массово? Все же думают про себя, что они достаточно умны, чтобы понять, что к чему.
— Когда такая информация появляется, для восприятия людей она прежде всего необычная, новая, живая, яркая. Почему в эмоциях мы не логично рассуждаем? У человека работают две системы: эмоциональная и когнитивная, как весы. Если эмоциональная сфера имеет высокие значения, то логика молчит, вернее она становится алогичной, иррациональной.
Чем ещё пользуются? Обратите внимание, что хорошо распространяются и держат на себе внимание негативные сообщения. Это легко объяснить – с точки зрения эволюции они способствуют выживанию человека как вида: здесь опасность, осторожно. Позитивные эмоции дают качество жизни, они держат внимание недолго, и степень влияния меньше.
— Может ли человек проводить самодиагностику и выходить из излишне эмоциональных состояний?
— Мы воспринимаем мир фрагментарно, даже когда нейтральную, ясную, четкую информацию изучаем, поскольку есть ограничения по восприятию. А когда дается любая эмоциональная информация – плюс, минус, неважно, – она ещё больше искажает восприятие внешнего мира.
Самое простое – внимание на своём дыхании. В режиме стресса оно короткое и локализуется на уровне горла. Для стабилизации своего эмоционального состояния необходимо дышать животом и удлинять частоту дыхания.
— Если вы находитесь в эмоционально заряжённой толпе, что-то можно сделать?
— Если вы в массе людей, то становитесь частью целого социального организма, личность теряется. Это единое интегральное ощущение социального организма. Желательно не становиться частью этой стихийной группы, не смотреть в глаза людям в толпе, помнить о себе: «у меня есть своя цель, задача». Если сможете включить процесс осознания, всё получится.
— Как вы считаете, что должны делать местные и региональные власти для того, чтобы достучаться до людей и пресекать панические настроения?
— На уровне местных властей, на мой взгляд, работа выстроена хорошо. Ясно и прозрачно доносится информация, что конкретно необходимо делать, какие существуют противоэпидемиологические мероприятия. Главное – выполнение простых инструкций и внутренняя дисциплина.
Для людей важно иметь в доступе официальную информацию, написанную простым языком, и, как это ни странно, добавлять эмоциональный фон для облегчения восприятия. Опять же очень важно уметь работать с большими данными (big data), следить за тем, что происходит в соцсетях, и работать в них, особенно с фейками. Необходимо научиться конкурировать с распространителями недостоверной информации на их же поле, их же средствами.
Вывод такой. Основа здоровья – здравый смысл, официальные источники, внутренняя дисциплина и, конечно, юмор. Как пример – пост в Facebook: «Губернатор края Олег Кожемяко в проруби на день своего рождения в отличной физической и ментальной форме» – коротко, ясно, эмоционально заряжено. Метафора ясна – «Наш ответ Чемберлену, наш ответ коронавирусу SARS-CoV2».