Новый год в Сахалинcком театре кукол встречают с "Волшебником Изумрудного города"

Замечательная сказка Александра Волкова была написана по мотивам "Удивительного волшебника из страны Оз" Фрэнка Баума в 1939 году. Будучи свободным переложением американской фантазии, сказка про девочку Элли и ее друзей снискала невероятную популярность у читающей публики, и писатель сочинял их истории еще почти сорок лет. Последняя книга сказочного цикла — "Тайна заброшенного замка" — вышла в 1982 году. Сказка пережила много художественных воплощений в кино и на сцене. Этим летом на театральном фестивале "Сахалинская рампа" своего уморительного "Волшебника Изумрудного города" показал Небольшой драматический театр Льва Эренбурга (Санкт-Петербург). Впрочем, оживить на сцене "Волшебника…" по-своему худрук театра кукол Антонина Добролюбова мечтала давно. А новогодняя кампания — подходящий сезон для мечты об исполнении желаний хоть у детей, хоть у взрослых. Время неумолимо бежит, приближая этот радостный момент, время вообще бежит, и надо спешить делать добро и просто идти вперед (а не торчать на шесте посреди поля).

На это намекают белые кружевные конструкции на сцене, собранные при ближайшем рассмотрении из элементов часового механизма (идея Дарьи Здитовецкой, художника предыдущей премьеры — "Убить Бобрыкина"). Но в общем-то можно не особо заморачиваться с декорациями, никаких тебе изумрудов ростом с булыжник или даже зеленых очков. Заснеженный уютный Канзас, пшеничное поле, таинственная пещера Бастинды, лес, вихри колдовства, затягивающий в воронку чудесных ожиданий Изумрудный город — возникают как по мановению руки, ведь сегодня истинным волшебником в театре становится художник по свету. И выходить на разговор о воспитании души проще вести в визуально сказочном пространстве — привычном для поколения, которое, кажется, рождается с гаджетами в руках.

Разговор с детьми идет на одной волне, так что "много шума из ничего" на сцене не уступает столь же бурной ответной реакции в зале. На сцене — свои люди. К победе отряд ведут непосредственная, живая девочка Элли (Юлия Тронина) и говорящий пес Тотошка (Влад Рябцев). Чудак Страшила (Семен Добролюбов) срывается с места с мечтой о мозгах, ему еще явно невдомек, что бывает "горе от ума", зато их наличие приводит во власть (спорно, но так писатель Волков искренне считал). Рыцарь печального образа — Железный Дровосек (Артем Спрыгин) точно знает, что без сердца человеку жить проще, но бессмысленнее. А фаворитом публики стал Лев (Евгений Панихин). Наверно, потому что этот плаксивый трусохвостик не боится признаться, что боится, для этого, знаете ли, тоже нужна смелость.

Сегодня, когда родителям подчас недосуг заниматься детьми, культпоход в театр, транслирующий вечные истины, им в помощь. Что друг познается в беде, причем на волшебника надейся, но сам не плошай. Что одна девочка, если с характером — да не обидится сильный пол — стоит трех мальчиков по силе целеустремленности. А самые умные мысли и действенные советы на все случаи жизни можно почерпнуть в книге, как это делает предусмотрительная фея Виллина (Лолита Котова) в огромных (неслучайно, явно от начитанности) очках. Так что читаем книг побольше, хороших и разных. Наблюдая за громогласными битвами добра со злом, как-то не сразу осознаешь, что Гудвин (Александр Котов) в сущности жуликоватый малый, который чужими руками умело таскает каштаны из огня, то бишь зачищает пространство от конкурентов — Гингемы и Бастинды. Квазиволшебник являет миру свою зеленую сущность, наподобие элегантного крупного кузнечика, лишь в финале, и то на секунду, когда все могучие злюки успешно повержены, а добрая фея помогла Элли вернуться домой. Мораль: истинная мудрость заключается в том, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время и сделать вид, что все идет по плану.

Но стоит иметь в виду, что идти на этот спектакль с малышом лет полутора, который через три минуты запросится на выход, — большая (само)уверенность в силу искусства со стороны родителей. Эту картину наблюдаешь из года в год. Притом что для театра стало традицией, памятуя о разнице возрастных интересов, практиковать спектакль для аудитории +3 — комфортный и по времени (не более получаса), и по сюжету. В этот раз в формате бэби-театра актрисы Евгения Тодика и Анастасия Котова предложили "Чудеса в багаже". Взрослым надо только быть повнимательнее при приобретении билетов.

Занятно, что в этом году драма и куклы словно поменялись местами. Чехов-центр рискнул вывести на сцену кукол в эпизодических ролях "Рождественской истории". А театр кукол в "Волшебнике…" полностью "выехал" на артистах. Впрочем, они всегда смогут вернуться на круги своя. В этом сезоне предстоят еще премьеры людей и кукол. В феврале начнется работа над спектаклем для самых маленьких — "Сампо-лопаренок". На 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне театр отзовется спектаклем в постановке Антонины Добролюбовой. И конечно, кукольников ждут дороги дальние. Гастрольные маршруты-2020 приведут их в Оху, Тамбов (на фестиваль "Преданья старины глубокой…" со спектаклем "Песнь Ых-мифа. Одиночество богов" в постановке Эрдэни Жалцанова), в Молдову и Румынию.

Источник