Новые изменения в Техрегламент не запрещают импорт иностранных автомобилей, но значительно повышают стоимость их эксплуатации

Сегодня, 9 декабря, рабочая группа при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) рассмотрит скандальный пакет поправок № 3 в Технический регламент Таможенного союза о безопасности колёсных транспортных средств. Импорт правого руля, вопреки заявлениям некоторых общественных деятелей, он не запрещает, однако существенно усложняет жизнь автомобилистам. VL.ru разбирался, что грозит бэушным машинам и их компонентам.

Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков в своём Telegram-канале анонсировал заседание рабочей группы, которая занимается доработкой пакета поправок к Техрегламенту ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств». Этому документу мы обязаны, в частности, требованием к обязательной установке модуля ЭРА-ГЛОНАСС, запретом на импорт некоторых типов праворульных машин, а также грядущими запретами, связанными с новым ГОСТ 22670-2015.

Пакет поправок № 3 не запрещает импорт

Пакет поправок № 3 опубликован на сайте ЕЭК. Там же есть список комментариев от участников рабочей группы и представителей автомобильного бизнеса. Сейчас документ прошёл стадию общественных обсуждений и дорабатывается с учётом поступивших предложений.

В первую очередь изменения в Техрегламент не запретят импорт легковых автомобилей с правым рулём. В документе указано, что машины, выпускаемые в обращение на территории РФ, должны иметь VIN-номер (уникальный идентификационный номер), но у японских автомобилей его нет. Однако в качестве «вин-заменителя» в японских автомобилях выступает номер кузова.

«Изготовитель, имеющий собственный международный идентификационный код изготовителя и указанный в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси) в качестве сборочного завода, вправе наносить на изготавливаемые им транспортные средства (шасси) идентификационный номер, содержащий его собственный международный идентификационный код изготовителя», – говорится в документе. Таким образом, запрета на импорт нет.

Ещё одна хорошая новость, особенно для Владивостока, заключается в запрете на использование несезонных шин. Эксплуатировать транспортное средство на шипованной резине нельзя будет в летний период. А зимой, соответственно, нельзя будет ездить на летней.

А теперь плохие новости

На этом, пожалуй, хорошие новости заканчиваются и начинаются неприятные. Так, проект изменений в Техрегламент подразумевает, что машина должна быть новой, но нигде это не прописано. Следовательно, документ распространяется на все выпущенные в обращение в России транспортные средства.

Владельцам внедорожников стоит обратить внимание на состояние рамы и креплений кузова к раме. Трещины и деформации, сквозная коррозия самой рамы или креплений, видимое ослабление этих креплений запрещают эксплуатацию автомобиля.

Также отметим, что любители «люстр» и различных дополнительных световых приборов при нахождении транспортного средства на дорогах общего пользования должны эти устройства закрывать светонепроницаемыми крышками или зачехлять.

При внесении изменений в конструкцию транспортного средства не допускается превышение уровня вредных выбросов, то есть установка «обманок», программное изменение работы топливных датчиков и другие виды аналогичного тюнинга запрещены. Если в этом есть необходимость, тогда добро пожаловать на лабораторные испытания — изменения должны пройти проверку на соответствие требуемому экологическому классу и быть внесены в ПТС.

Также изменения вносят требования к установке спойлеров, порогов и других выступающих частей кузова — они не должны увеличивать риск или степень тяжести травмирования любого лица, которое может соприкоснуться с транспортным средством. Эмблемы и другие декоративные объекты, выступающие более чем на 10 мм над поверхностью, включая любую подложку, к которой они крепятся, должны иметь возможность отклоняться или отламываться при приложении к ним небольшого усилия (100 Н). А в отклонённом или отломанном состоянии не должны выступать над поверхностью, к которой они крепятся, более чем на 10 мм, не должны иметь выступающих наружу остроконечных режущих частей или выступов.

Любителям различных «эдаких» колёсных болтов и колпаков тоже придётся расстаться с привычкой к украшательству. Колёса, гайки или болты крепления колёс, колпаки ступиц и колёсные колпаки не должны иметь остроконечных или режущих кромок, выступающих за поверхность обода. Колёса не должны иметь барашковых гаек, выступать за пределы наружного контура кузова в плане, за исключением шин. О дисках в минусовым выносом ничего не говорится.

Декоративные детали колёс могут выступать за пределы наружного контура не более чем на 30 мм при условии, что поверхность выступающей части будет иметь радиус кривизны не менее 30 мм. Боковые воздушные дефлекторы, водосточные желоба и внешние воздухозаборники и их крепления должны иметь определённый радиус закругления кромок. Выступать не могут концы бамперов, ободки и козырьки.

В случае установки элементов конструкции, которые могут повлиять на безопасность пешеходов (например, силовые бампера), проводится экспертиза на предмет соответствия транспортного средства Глобальным техническим правилам ООН.

Также Техрегламент устанавливает требования к выпускным трубам, ступенькам, лестницам, ветровикам, брызговикам, внешним креплениям (для велосипедов или экспедиционных багажников), защите днища, фаркопов, сигнализаций и внутренних частей интерьера.

Контракт или контрафакт?

Автозапчасти, бывшие в употреблении, в Приморье традиционно называют «контрактными». Такими пользуется, пожалуй, подавляющее большинство автомобилистов. Контрактные запчасти снимают с «конструкторов» - машин, которые пришли специально «в разбор», с битых автомобилей, с машин после ДТП и так далее.

Приложение № 21 «Перечень компонентов, повторное использование которых не допускается» сужает этот список. Теперь нельзя использовать бэушные подушки безопасности, блоки электронного управления и датчики, пиропатроны и руль, если подушка вмонтирована в него. Запрещены к использованию все элементы ремней безопасности — сама лента, пряжки, натяжители, а также сиденья, в которых встроены крепления ремней.

Нельзя использовать бывшие в употреблении системы рулевого управления, включая исполнительные механизмы, блоки электронного управления и датчики. Под запретом тормозные системы, блоки электронного управления и датчики, иммобилизаторы, включая повторители и блоки электронного управления, каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры, глушители системы выпуска. Оборудование для питания двигателя газообразным топливом, компримированным природным газом (КПГ), сжиженным природным газом (СПГ), а также компоненты систем хранения компримированного водорода для транспортных средств, работающих на водороде.

Скорее всего такие запреты отразятся и на автолюбителях, и на авторазборках, которые вполне официально продают контрактные запчасти. И тогда расцветёт рынок контрафактных, что не сделает эксплуатацию автомобиля безопаснее.

Комментарии к проекту

Поправки в Технический регламент не раскрывают понятие бывшего в употреблении компонента, говорят автовладельцы. То есть непонятно, с какого момента деталь считается бэушной – через год использования, через час или уже после срыва «магазинной» плёнки. Также эти изменения практически полностью запрещают любой чип-тюнинг двигателя - увеличение мощностных характеристик. Окончательно поставлена точка в вопросе «что делать, если сгнил кузов у крузака». Ответ — купите новый из салона, потому что теперь вводится прямой запрет на изменения силовой системы рамы и кузова. Авторы поправок внесли в регламент очень много коррупциогенных факторов, считают автомобилисты, которые будут усложнять жизнь автомобилистов, особенно на Дальнем Востоке.

Оценкой единичных ТС, к которым относятся импортированные из Японии автомобили для личных нужд физических лиц, могут заниматься только испытательные лаборатории, также являющиеся аккредитованным оператором технического осмотра. А оценивать допустимость внесения планируемых изменений в конструкцию и проверять безопасность конструкции будут аккредитованные органы инспекции. У них должны быть эксперты-аудиторы, обладающие соответствующей компетенцией в области автомобилестроения, а также аккредитованная испытательная лаборатория (скорее всего, это только лаборатории НАМИ).

Об этих проблемах писала «Российская газета», где приводится сравнение цен на ремонт рулевой рейки (36 тысяч рублей) или покупка новой (164 тысячи рублей). И хотя не указано, что это за автомобиль, разница всё равно впечатляет.

Там же приводится ответ заместителя начальника отдела технического регулирования и стандартизации департамента Минпромторга Дмитрия Коротаева. По словам чиновника, изначально все эти меры предполагались только для автопроизводителей, то есть для новых машин. Однако в документе это нигде не указано.

Техрегламент и ГОСТ

ГОСТ 33670-2015, о котором VL.ru много писал летом, перекликается с Техрегламентом. Собственно, ГОСТ и пишется для того, чтобы привести в соответствие с Техрегламентом нормативную базу. В уведомлении о завершении публичных обсуждений указано, что предполагаемая дата завершения разработки проекта изменений — июль 2021 года.

Источник